Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

30 января в ЦВК «Экспоцентр» (Москва) в рамках деловой программы 14-ой специализированной выставки «Отечественные строительные материалы» состоялась IV Национальная Ассамблея «Стройиндустрия регионов России. Инновационные технологии-2013». Работа Ассамблеи была посвящена обсуждению сложившейся ситуации в промышленности строительных материалов, в т.ч. вопросам стратегии повышения конкурентоспособности изделий и услуг, а также эффективного противостояния экспансии низкокачественной и более дешевой импортной продукции, для которой широко открылись ворота и связи с вступлением России в ВТО. 

 

Стратегии конкуренции и кластерное взаимодействие

Вступление России в ВТО ставит российские предприятия строительной индустрии, в т.ч. производителей строительных материалов, в совершенно новые условия, которые потребуют от них выработки иных принципов конкуренции и освоения базовых конкурентных стратегий, наработанных мировой практикой.

Так одной их базовых стратегий для успешного противостояния конкурентам является абсолютное лидерство в издержках. Низкий уровень издержек не только обеспечивает высокий уровень прибыльности компаний, но и защищает предприятие как от конкурентов, так и от мощных покупателей и поставщиков, способных сбивать цену. Достижение позиции низкого уровня издержек сопряжено с рядом условий: владение относительно высокой долей рынка, наличие таких преимуществ, как доступ к сырьевым материалам, возможность менять продукт, выпуск широкой номенклатуры родственных видов продукции, что в свою очередь может потребовать крупных капиталовложений в новейшее оборудование. Естественно, каждый собственник всегда учитывает издержки и следит за тем, чтобы они не росли, а снижались. Но на новом этапе отечественным предприятиям будет необходимо изыскивать для этого качественно новые ресурсы и средства, как материальные, так и организационные.

 

 

Условиями достижения максимального эффекта в конкурентной борьбе является также формирование технологических цепочек, передача части услуг на аутсорсинг с целью повышения специализации, реализация таких базовых конкурентных стратегий, как «дифференциация» (восприятия продукции в рамках всей отрасли как уникальной) и «фокусирование» (выбор определенных групп покупателей, видов продукции и географического сегмента рынка).

Принципиально важным моментом является то, что все эти базовые конкурентные стратегии эффективно реализуются через кластерное взаимодействие предприятий, когда не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а целый промышленный комплекс, который сокращает свои издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний. Стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в ряд самых развитых в мире. Наиболее ярким примером стремительного роста международной конкурентоспособности на основе государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии.

 

Особенности кластерных систем

Понятие кластер пришло из математики и означает группу объектов с близкими свойствами. Применительно к экономике, согласно определению Майкла Портера, известного специалиста в области стратегии конкурентной борьбы и экономического развития, «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».

В отличие от обычных форм хозяйственных связей, кластерные системы характеризуются такими особенностями, как:

- наличие крупных предприятий – лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей системы;

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов участников кластерной системы;

- устойчивость экономических связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы, доминирующее значение этих связей для большинства ее участников;

- долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.

Кластеризация предприятий снижает издержки, способствует росту внутреннего рынка и выходу на внешний, повышает уровень оплаты труда, увеличивает качество продукции и ее конкурентоспособность. Сильные компании, достигшие значимых результатов и являющиеся ядром кластера, как более требовательные заказчики «подтягивают» малые и средние предприятия, заставляя их поднимать качество поставляемых им комплектующих, полуфабрикатов, оборудования. Для небольших фирм формируется емкий рынок с инновационной направленностью, который сконцентрируется вокруг сборочных предприятий и строительных компаний.

Создание кластерных цепочек в строительной отрасли поможет быстрее выходить на новые продукты, которые создают условия организации новых домостроительных систем и конструктивных решений с переходом на более экономичное, бережное отношение к ресурсам, к формированию другой ценовой политики, особенно в части обеспечения доступности сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей народа.

Кластерное взаимодействие предприятий более перспективно и в инвестиционном проектировании. Как показала практика, для инвестора, будь то государство или частный инвестор, более привлекательны не отдельные объекты, а системные решения, в реализации которых необходимо участие комплекса организаций.

 

Сдерживающие факторы

Опыт различных стран свидетельствует, что единых унифицированных механизмов по созданию, развитию и стимулированию кластеров не существует. Поэтому для проведения модернизации на базе кластерных принципов необходима разработка государственной политики формирования и поддержки кластеров применительно к российским условиям. Государственная кластерная политика должна включать: налоговую, бюджетную, финансово-кредитную поддержку кластеров; стимулирование их инвестиционной привлекательности; создание условий для развития инновационной деятельности; стимулирование развития инфраструктуры.

В числе факторов, сдерживающих процесс формирования кластеров, участники Ассамблеи называли отсутствие четкой государственной политики, существенное сокращение научного потенциала отраслевых НИИ и деформация состава и структуры научных кадров, административные барьеры для вывода инновационной продукции на строительные рынки и проблемы в сфере технического регулирования.

Очевидно, что строительная индустрия без научно-исследовательской базы не сможет быть конкурентоспособной. Сегодня в России существует много предприятий по производству строительных материалов, разработанных за рубежом. Это или предприятия известных зарубежных компаний, или российские организации, выпускающие продукцию по зарубежным технологиям. При этом остро ощущается нехватка собственных технологий, для разработки которых необходимы научные кадры.

Без участия российских ученых невозможно ввести в практику и новые прогрессивные технологии, которые сегодня успешно применяются за рубежом, так их необходимо адаптировать к российским условиям, в т.ч. климатическим.

Без участия ученых невозможна разработка современных нормативных документов. Чтобы изменить ситуацию, необходимы экстраординарные меры, и значительные государственные вложения в строительную науку, которая в свое время была одной из самых сильных в мире.

Еще одним необходимым условием модернизации предприятий стройиндустрии, по мнению участников Ассамблеи, является восстановление российского машиностроения. Сегодня это разрозненная отрасль с устаревшей производственной, научной и нормативной базой, с основательно разрушенной структурой кооперативных связей, отсутствием финансирования новых разработок и последовательной государственной поддержки. Конечно, решение всех проблем машиностроения требует профессионализма, времени, денег, но есть и ряд мер, которые требуют преимущественно организационных ресурсов. Одним из таких системных рецептов, как говорилось на Ассамблее, является создание кластеров на основе четкой государственной кластерной политики.

 

И все-таки процесс пошел

Несмотря на ряд принципиальных проблем, процесс организации кластеров сдвинулся с мертвой точки. В этом плане интересен опыт создания Уральского строительного кластера, который объединил и производителей стройматериалов, и подрядчиков, и застройщиков области.

Концепцию развития Уральского строительного кластера готовили специалисты Института экономики УрО РАН. Новое некоммерческое партнерство объединит несколько сотен предприятий. Структура кластера сегодня включает восемь консорциумов, объединяющих компании по специализации или по территориальной принадлежности: промышленный, транспортный, строительный консорциум Екатеринбурга, строительный консорциум Нижнего Тагила, Северный строительный консорциум, консорциум малоэтажного строительства, Михайловский строительный и стекольный консорциумы.

Создание Уральского строительного кластера, как ожидают его организаторы, будет способствовать появлению современных производств энергоэффективных и ресурсосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций, повышению конкурентоспособности местных производителей стройматериалов. В перспективе это позволит не только снизить затраты на строительство, но и расширить рынок сбыта производимых в регионе стройматериалов, а также обеспечит входящим в кластер предприятиям лоббирование своих интересов в диалоге с властью и выход на крупные тендеры стоимостью более 2 млрд рублей.

 

Текст Ольги Леонтьевой