Москва, 02 марта 2015 года – «Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) подготовило очередной выпуск Индекса конкурентоспособности строительной отрасли (ИКСО) за IV квартал 2014 года. Результаты ИКСО показывают динамику развития отрасли по субъектам и федерльным округам Российской Федерации.
Динамика по РФ в целом
Процессы, происходящие в данный период, отразились общим спадом на строительной отрасли страны, что показало снижение значения ИКСО по России в целом на 33 пункта.
Данное снижение обусловлено в первую очередь с экономической нестабильностью, как в целом в экономике России, так и в строительной отрасли в частности. Опросы экспертного сообщества показали, что в данный период у большинства компаний наблюдались проблемы с платежеспособностью заказчиков по текущим проектам, увеличение издержек связанных с исполнением контрактов и негативные прогнозы по числу контрактов в предстоящем периоде.
Динамика по Федеральным округам РФ
Снижение ИКСО произошло также почти по всем федеральным округам. Самое большое падение ИКСО (на 11%) было зафиксировано в Северо-западном федеральном округе, самое незначительное – на 1% в Приволжском федеральном округе. Единственным федеральным округом, по которому значение индекса показало положительную динамику, является Северо-Кавказский федеральный округ – увеличение на 5% с 361 до 378 пунктов.
Падение в Северо-Западном федеральном округе, по мнению аналитиков РАСК, связано в первую очередь cо снижением объема выполненных работ по строительству в таких регионах как Архангельская область, Республика Карелия и Санкт-Петербурге. Так же необходимо отметить, что среди опрошенных представителей компаний наибольшее число отрицательных ожиданий было именно в г. Санкт-Петербурге, что так же значительно повлияло на снижение ИКСО как в Северо-Западном федеральном округе, так и в северной столице.
Увеличение значение ИКСО в Северо-Кавказском федеральном округе охарактеризовано увеличением объемов строительных работ по большинству регионов входящих в федеральный округ в среднем на 10%.
Все значения ИКСО по федеральным округам и их изменения относительно предыдущего периода представлены в таблице 1.
Таблица 1. Значение и динамика ИКСО по федеральным округам и в целом по России за период со 2-го по 4-й квартал 2014 года.
|
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Изменения относительно 3 квартала |
Российская Федерация |
461 |
457 |
425 |
-7% |
Центральный федеральный округ |
469 |
444 |
411 |
-7% |
Северо-Западный федеральный округ |
515 |
520 |
464 |
-11% |
Южный федеральный округ |
396 |
424 |
409 |
-4% |
Северо-Кавказский федеральный округ |
342 |
361 |
378 |
5% |
Приволжский федеральный округ |
435 |
431 |
426 |
-1% |
Уральский федеральный округ |
471 |
466 |
428 |
-8% |
Сибирский федеральный округ |
432 |
432 |
415 |
-4% |
Дальневосточный федеральный округ |
506 |
491 |
466 |
-5% |
По всем федеральным округам значения ИКСО соответствуют удовлетворительному уровню конкурентоспособности – данная ситуация наблюдалась и в предыдущих периодах. Данный уровень говорит о том, что инвестиционно-предпринимательский климат в отрасли находится не на должном уровне. Данную ситуацию подтверждают общая стагнация в конце 2014 года, как по показателям социально-экономического развития регионов, так и представители компаний, работающих в отрасли. В ближайшее время ожидается значительное усиление конкуренции, которое связано со снижением заказов и увеличением издержек ведения бизнеса.
Динамика по субъектам РФ
По большему числу субъектов (а именно по 49) значение ИКСО по итогам 4 квартала также показало снижение. Лидерами падения в абсолютных значениях индекса стали: Ленинградская область, снижение на 207 пунктов (относительно 3 квартала на 34%), Мурманская область на 154 пункта (относительно 3 квартала на 23%) и Республика Алтай на 149 пункта (относительно 3 квартала на 26%). Такие рекордные сокращения связаны с понижением всех трех переменных, влияющих на итоговое значение Индекса: отрицательная динамика объема строительства, негативные ожидания компаний работающих в регионе, а также снижение дистанционных рейтинговых оценок. Результаты рейтинговых оценок можно посмотреть на сайте РАСК - http://rask.ru/rejting/reyting-stroiteley-distantsionnyy/
Если посмотреть на относительные показатели, то к вышеупомянутым субъектам можно добавить Орловскую область, где снижение составило 25% относительно предыдущего квартала (с 437 пунктов до 328). По 27 субъектам снижение значения ИКСО относительно 3 квартала составило более 10%. Снижение Индекса в данных субъектах обусловлено главным образом снижением социально-экономических показателей развития регионов, а так же негативными ожиданиями профессионалов отрасли, принявших участие в опросе.
Наибольшее значение ИКСО у Москвы – 642 пункта (хороший уровень конкурентоспособности), наименьшее у Чеченской республики – 289 пункта (низкий уровень конкурентоспособности). Низкий показатель ИКСО Чеченской республики связан в первую очередь с низким уровнем информационной открытости у компаний, осуществляющих строительную деятельность на данных территориях.
Все значения ИКСО по субъектам представлены в таблице 2.
Таблица 2. Значение и динамика ИКСО по субъектам России со 2-го по 4-й квартал 2014 года.
Субъект |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Измене- ния |
Белгородская область |
450 |
487 |
417 |
-70 |
Брянская область |
376 |
394 |
364 |
-30 |
Владимирская область |
402 |
403 |
391 |
-12 |
Воронежская область |
470 |
461 |
395 |
-66 |
Ивановская область |
435 |
423 |
424 |
1 |
Калужская область |
531 |
578 |
464 |
-114 |
Костромская область |
419 |
338 |
340 |
2 |
Курская область |
474 |
419 |
381 |
-38 |
Липецкая область |
470 |
451 |
454 |
2 |
Московская область |
501 |
465 |
433 |
-32 |
Орловская область |
568 |
437 |
328 |
-109 |
Рязанская область |
320 |
306 |
390 |
85 |
Смоленская область |
460 |
447 |
444 |
-3 |
Тамбовская область |
397 |
388 |
379 |
-9 |
Тверская область |
411 |
346 |
359 |
13 |
Тульская область |
416 |
421 |
366 |
-55 |
Ярославская область |
581 |
516 |
427 |
-89 |
г,Москва |
758 |
707 |
642 |
-64 |
Республика Карелия |
515 |
406 |
343 |
-63 |
Республика Коми |
624 |
447 |
463 |
15 |
Архангельская область (в том числе Ненецкий авт,округ) |
357 |
370 |
344 |
-26 |
Вологодская область |
484 |
528 |
475 |
-53 |
Калининградская область |
556 |
554 |
555 |
1 |
Ленинградская область |
553 |
607 |
400 |
-207 |
Мурманская область |
525 |
664 |
510 |
-154 |
Новгородская область |
444 |
571 |
585 |
14 |
Псковская область |
443 |
406 |
439 |
33 |
г,Санкт-Петербург |
650 |
647 |
540 |
-108 |
Республика Адыгея |
395 |
474 |
366 |
-109 |
Республика Калмыкия |
498 |
526 |
429 |
-97 |
Краснодарский край |
435 |
447 |
412 |
-35 |
Астраханская область |
332 |
321 |
433 |
112 |
Волгоградская область |
317 |
375 |
428 |
53 |
Ростовская область |
449 |
460 |
385 |
-75 |
Республика Дагестан |
299 |
301 |
333 |
33 |
Республика Ингушетия |
261 |
219 |
416 |
197 |
Кабардино-Балкарская Республика |
459 |
472 |
404 |
-68 |
Карачаево-Черкесская Республика |
358 |
362 |
388 |
26 |
Республика Северная Осетия - Алания |
370 |
388 |
377 |
-12 |
Чеченская Республика |
242 |
328 |
289 |
-40 |
Ставропольский край |
401 |
458 |
439 |
-19 |
Республика Башкортостан |
436 |
424 |
419 |
-4 |
Республика Марий Эл |
408 |
398 |
400 |
1 |
Республика Мордовия |
442 |
421 |
441 |
20 |
Республика Татарстан |
440 |
493 |
447 |
-46 |
Удмуртская Республика |
414 |
410 |
370 |
-39 |
Чувашская Республика |
446 |
359 |
378 |
19 |
Пермский край |
525 |
504 |
524 |
21 |
Кировская область |
387 |
378 |
368 |
-9 |
Нижегородская область |
478 |
462 |
437 |
-25 |
Оренбургская область |
460 |
444 |
453 |
9 |
Пензенская область |
394 |
394 |
399 |
5 |
Самарская область |
453 |
459 |
498 |
38 |
Саратовская область |
395 |
431 |
444 |
13 |
Ульяновская область |
417 |
451 |
389 |
-62 |
Курганская область |
395 |
374 |
292 |
-82 |
Свердловская область |
480 |
471 |
475 |
3 |
Тюменская область (в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий авт, округ) |
623 |
636 |
597 |
-39 |
Челябинская область |
388 |
383 |
347 |
-37 |
Республика Алтай |
546 |
582 |
433 |
-149 |
Республика Бурятия |
342 |
392 |
311 |
-81 |
Республика Тыва |
482 |
391 |
397 |
6 |
Республика Хакасия |
368 |
385 |
482 |
97 |
Алтайский край |
395 |
388 |
315 |
-73 |
Забайкальский край |
333 |
353 |
377 |
24 |
Красноярский край |
472 |
485 |
459 |
-26 |
Иркутская область |
455 |
417 |
350 |
-67 |
Кемеровская область |
367 |
436 |
446 |
11 |
Новосибирская область |
485 |
462 |
452 |
-10 |
Омская область |
408 |
383 |
436 |
53 |
Томская область |
531 |
512 |
522 |
11 |
Республика Саха (Якутия) |
644 |
605 |
566 |
-39 |
Камчатский край |
510 |
462 |
401 |
-61 |
Приморский край |
399 |
389 |
368 |
-20 |
Хабаровский край |
497 |
486 |
482 |
-5 |
Амурская область |
519 |
508 |
435 |
-73 |
Магаданская область |
538 |
528 |
437 |
-91 |
Сахалинская область |
586 |
642 |
609 |
-34 |
Еврейская авт,область |
289 |
295 |
307 |
12 |
Чукотский авт,округ |
573 |
500 |
589 |
89 |
Расчет ИКСО
ИКСО рассчитывается ежеквартально на основе дистанционного рейтинга компаний строительного комплекса, качественной оценки, полученной на основе опроса компаний и экспертов строительного комплекса, касающегося состояния отрасли и анализа конъюнктуры рынка. Индекс предполагает детализацию по регионам, федеральным округам и стране в целом. В результате расчета ИКСО регионы, получившие оценку более 600 пунктов, относятся к категории «Хорошая конкурентоспособность», 400-599 – «Удовлетворительная конкурентоспособность», 0-399 – «Низкая конкурентоспособность».
Примечание: результаты анализа, включая рейтинги и утверждения, представляют собой мнение Агентства на указанную дату и не являются констатацией факта или рекомендацией покупать, держать или продавать какие-либо ценные бумаги, либо принимать какие-либо другие бизнес решения.
«Рейтинговое агентство строительного комплекса» (РАСК) – профессиональный источник информации об участниках строительного комплекса России и сопутствующих видов деятельности. РАСК консолидирует методологию и результаты деятельности игроков рынка на основе принципов независимости, профессионализма и сопоставимости. Главной задачей продуктов РАСК является повышение открытости отрасли, развитие общественного контроля, а также усиление ответственности участников рынка за качество своей деятельности и, как следствие, повышения безопасности жизненной среды
Менеджер по связям с общественностью РАСК Лана Нисневич