В середине ноября состоялся I Российский промышленно-экологический форум «РосПромЭко-2013». Форум проводился по инициативе Института проблем регионального развития, при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также ряда влиятельных общественных организаций.

 

 Актуальность форума связана не только со значительным объемом негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, но и с острой необходимостью экологической модернизации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности и ростом общественного сознания.

 

 

Общая картина

Очевидно, что решение экологических проблем в стране не терпит отсрочки. Как отмечалось на форуме, в последнее десятилетие значительно увеличилось антропогенное воздействие на окружающую среду.

Сегодня более 50% городских жителей в 40 субъектах РФ живут в условиях высокого и очень высокого (до 10 ПДК вредных веществ) загрязнения атмосферного воздуха.

Практически нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, где бы не проявлялись экологические проблемы. Леса беспощадно уничтожаются «черными лесорубами», пожарами, лесными вредителями и болезнями. Вырубка водоохранных лесов, строительство в водоохранных зонах приводит к деградации водных систем. Реки, озера загрязняются сточными водами. На сегодняшний день из всех подлежащих очистке сточных вод, очищаются до нормативного качества только 11%. Ситуация с твердыми бытовыми и промышленными отходами принимает масштабы национальной катастрофы. В настоящее время только официальных свалок и полигонов насчитывается 11 тыс., на которых уже захоронено свыше 80 млрд т различных отходов. Ежегодно эта цифра увеличивается почти на 4 млрд т. Из них перерабатывается в среднем не более 15%. За последние пять лет общий объем образующихся в России отходов вырос в 1,5 раза.

 

Совершенствование нормативно-правовой базы

В сложившихся условиях особое значение приобретают совершенствование нормативно-правовой базы в части обращения с отходами, технического регулирования экологической безопасности, экологической модернизации всех видов хозяйственной деятельности. Одним из первых шагов гармонизации российского природоохранного законодательства с европейским является проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Это комплексный, концептуальный законопроект, который направлен на совершенствование системы экологического нормирования и экономического стимулирования, в т.ч. за счет внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). На данный момент законопроект готовится ко второму чтению.

Одним из принципиальных решений в законопроекте, направленных на изменение действующей системы регулирования негативного воздействия на окружающую среду, является разделение предприятий на категории и применение к ним дифференцированных методов регулирования. Существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. С одной стороны, она устанавливает избыточно жесткие требования, с другой - субъективным решением чиновника позволяет устанавливать любой лимит. При этом плата за негативное воздействие незначительна и не стимулирует переход на «зеленые» технологии.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на четыре категории в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: объекты со значительным воздействием, объекты с умеренным воздействием, объекты с незначительным воздействием и объекты с минимальным воздействием.

С принятием законопроекта для предприятий с умеренным и незначительным уровнем воздействия вместо получения разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов вводится декларирование, представление отчетности о воздействии и выполнении планов мероприятий по охране окружающей среды. Для предприятий с незначительным уровнем воздействия меры государственного регулирования не применяются.

Для объектов со значительным воздействием предусмотрен переход на нормирование на принципах НДТ. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

Сегодня хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное воздействие, насчитывается около 3 млн, и только немногим более 10 тыс. оказывают ощутимое воздействие на окружающую природу. И на их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. В результате принятия законопроекта 2,7 млн предприятий РФ будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тыс. предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов и выбросов. Оставшиеся постепенно будут переходить на НДТ.

Помимо разделения предприятий на категории и введения технологической системы нормирования для крупных предприятий на принципах НДТ, законопроект предусматривает возрождение государственной экологической экспертизы, введение методов экономического стимулирования (государственная поддержка, налоговые льготы, льготы по плате за негативное воздействие и др.), совершенствование производственного контроля, включая применение приборов непрерывного измерения воздействия и др.

 

ТБО и опыт регионов

Сегодня идет доработка законопроекта по переработке отходов №584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами». Законопроект направлен на вовлечение отходов производства и потребления во вторичное использование, существенное сокращение объемов их захоронения. Для этого предусматривается целый ряд экономических и налоговых преференций для тех, кто будет заниматься решением данной проблемы.

Наряду с этим в ряде регионов, в т.ч. Татарстане, Кемеровской области, Красноярском крае уже есть опыт решения проблем с ТБО в условиях действующего законодательства, который может быть распространен на другие территории и учтен при доработке законопроекта.

В частности, в Татарстане уже не первый год применяется вторичная сортировка, в процессе которой извлекаются утильные фракции и производится прессование неутилизируемой части отходов перед их вывозом на полигон для захоронения. Это позволяет продлить в среднем в пять раз срок эксплуатации полигона. В Кемеровской области организована первая в Сибири саморегулируемая организация операторов по обращению с отходами. В рамках данной организации мусорные предприятия области совместно действуют на рынке отходов, не мешая друг другу, получая поддержку областного бюджета, активно развивая переработку мусора.

В Красноярскоом крае для решения проблемы ТБО была разработана концепция обращения с отходами на территории края до 2020 г. Территория края была разделена на макрорайоны. В каждом из макрорайонов предлагалось перейти от системы «образование – сбор – захоронение» к системе «образование – сбор – перегрузка – сортировка – переработка – прессование – захоронение «хвостов». Для перехода на такую модель была сформирована потребность края в межмуниципальных полигонах, мусоросортировке и мусороперегрузке, соответствующих заводах по переработке отходов и определено их преимущественное положение. Было установлено льготное налогообложение по региональным налогам для сортировщиков, переработчиков мусора.

Кроме того, была создана краевая система наблюдений за состоянием окружающей среды, на специальном сайте выкладывается информация об отходах, образующихся на территории региона, представлены данные более чем о 1 200 объектах. Жители края через сайт могут сообщать сведения о любой свалке. Для выявления нарушителей, которые выбрасывают мусор в неположенном месте, установлены камеры видеонаблюдения.

По результатам трехлетней работы в центральной части края практически 100% населения охвачено централизованной системой сбора отходов, количество несанкционированных свалок сократилось на 78%.

 

Общественная инициатива как один из ресурсов

Руководство РФ предпринимает последовательные шаги в целях обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 2012 г. Президентом РФ были утверждены основы экологического развития РФ до 2030 г. Годом охраны окружающей среды был объявлен 2013 г. в России. В стране запускается механизм ликвидации нанесенного ранее ущерба, поднимается уровень экологизации производства, санитарной очистки, энергосбережения. Но только инициативой сверху эти проблемы не решить. Сегодня уже значительный потенциал, пока еще не вполне реализуемый, представляют общественные экологические организации. Так, в 2013 г. создано Всероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия», которое является первым исключительно гражданским движением союза неравнодушных граждан России. Первой акцией движения «Зеленая Россия» было проведение Всероссийского экологический субботника, который собрал около 2,6 млн человек практически во всех регионах России. Одной из самых важных сторон деятельности движения «Зеленая Россия» является организация по развитию экологического образования и просвещения. Формирование экологических знаний и культуры необходимо воспитывать с детства. 

 

По материалам форума подготовила Ольга Горгома