Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

В марте в гостинице «Арарат Парк Хаятт» состоялась Третья ежегодная конференция «East+West=Invest. Инвестиции и заемное финансирование», которую проводили компания «Градиент Альфа Инвестментс Групп», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата РФ.

 

Темпы роста ВВП России в2013 г. замедлились в 2,5 раза и составили 1,3% – ниже самых скромных прогнозов. Основная причина замедления экономического роста – сокращение инвестиций, которое уже наблюдается в ряде российских регионов. По итогам2013 г. объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах в России показал положительную динамику, но темпы роста резко замедлились по сравнению с предыдущим годом. Если в2012 г. инвестиции выросли на 13,4%, то в2013 г. рост составил всего 1% (с учетом инфляции).

 

 

Обновление банковского законодательства

Законодательная база – основа эффективности любого финансово-экономического процесса, ее обновление – начало любого реформирования. О том, что мы стоим на пороге масштабных реформ банковского законодательства, свидетельствует ряд важных законодательных актов Российской Федерации, принятых в последнее время. В сентябре2013 г. был принят закон о мегарегуляторе, который предоставляет Центральному банку право регулирования всех сегментов финансового рынка, включая страховой рынок, микрофинансовый, рынок пенсионных накоплений и рейтинговых агентств. В декабре2013 г. принято несколько законопроектов, создающих предпосылки для возникновения новых рынков и финансовых инструментов. Это Закон о потребительском кредитовании №353-ФЗ  совместно с Законом, вносящим изменения в 8 действующих законов №363-ФЗ, и Закон о секьюритизации №379-ФЗ, вносящий масштабные изменения в 17 действующих законодательных актов. Ряд изменений в Гражданском кодексе (Главы 23-24) №367-ФЗ существенно изменяют регулирование залоговых отношений и устанавливают новый порядок уступки требований. Одним из важных законов для развития инвестиционного банкинга является закон о неипотечной секьюритизации, который позволяет выпускать ценные бумаги под любые активы. Закон о секьюритизации увязан с проектным финансированием. В рамках реализации этого закона будут создаваться специальные компании (SPV), которые смогут выступать проектными компаниями, и через них можно будет финансировать инвестиционные проекты.

Как говорилось на конференции, это самые масштабные за последние пятнадцать лет изменения банковского законодательства, требующие переработки и создания «с нуля» многих видов гражданско-правовых договоров в сфере банковского кредитования, обеспечения, безналичных расчетов и финансовых рынков.

 

В Росси много «дешевых» и «длинных» денег

Вопрос долгосрочного кредитования - один из самых болезненных вопросов в России. С одной стороны участники конференции говорили о том, что для успешного развития экономики необходимы недорогие долгосрочные кредиты, которых в России нет, с другой – высказывалось мнение, что «дешевых» и «длинных» денег в России много. Проблема заключается не в их отсутствии или недостатке, а в неравномерности их распределения по финансовой системе. Основная часть средств, которые могли бы быть предъявлены для инвестиций и послужить развитию российской экономики, находятся в руках корпораций и банков, которые большей частью или являются монополиями, или подконтрольны государству. Для них вопрос дешевого финансирования не является актуальным.

На остальной, несырьевой, бизнес приходится незначительная часть инвестиционных средств. Когда малый и средний бизнес обращаются за этими деньгами, то они превращаются в «короткие» и «дорогие». Обусловлено это тем, что  с малым и средним бизнесом связано больше рисков, там меньше поддержки государства, меньше профессионализма и т.д.

Чтобы изменить ситуацию, нужны решения, принципиально меняющие систему распределения и перераспределения средств. И действовать здесь нужно в нескольких направлениях, одним из которых является расширение сферы государственных гарантий на инвестиционные проекты, в том числе на ту их часть, которая идет на создание инфраструктуры. На сегодняшний день Государственная Дума уже приняла в третьем чтении закон о создании Агентства кредитных гарантий, который создаст условия стимулирования через агентство долгосрочного кредитования малого и среднего бизнеса.

 

Мировой кризис продолжается

Сегодня экономический кризис носит мировой характер. И его особенность заключается в том, мы переходим от индустриальной стадии развития к инновационной стадии. Поэтому и для России нет другого пути выхода из кризиса, как переход на инновационное промышленное развитие.

Формирование институтов финансовой поддержки науки и инноваций началось в начале 1990-х гг. и было направлено в большей степени на сохранение научно-исследовательского комплекса после распада СССР. На следующем этапе (2005-2011 гг.) система была дополнена за счет создания новых институтов и инструментов (Российская венчурная компания - РВК, РОСНАНО, Сколоково и др.). Однако увеличение расходов на науку и инновации не дало ощутимых результатов. Сформировался класс «предпринимателей», ориентированных исключительно на субсидии, без дальнейшего реального развития проекта.

Сейчас начинается третий этап развития системы институтов финансовой поддержки науки и инноваций - реструктуризация системы поддержки науки и инноваций с активным развитием долгового сектора. Долговое финансирование – наиболее эффективный инструмент господдержки инноваций. В этом случае поддержку получают проекты поздних стадий, что обеспечивает минимальный научно-технический риск, а главное -  короткий период от начала финансирования до вывода на рынок новых продуктов. Финансируются реальные проекты, в успешном завершении которых заинтересованы прежде всего сами предприятия. В этом случае инициаторы принимают на себя финансовую ответственность за доведение проекта до коммерческой стадии. Растет привлекательность проектов для венчурных инвесторов: государство не конкурирует с ними, а повышает уровень инвестиционной привлекательности. Предприятия постепенно адаптируются к рыночной среде и в дальнейшем могут использовать уже стандартные банковские инструменты кредитования. За счет вывода на рынок проектов поздних стадий растет спрос на НИР и стартапы.

 

Кредитные истории

Государство неоднократно предпринимало попытки различными способами стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, которые не дали ожидаемого результата. Долгое время основной проблемой, препятствующей развитию кредитования малых и средних предприятий (МСП), была проблема рисков и «непрозрачность» заемщиков из-за недостатка информации.

До недавнего времени кредитные истории и кредитные бюро как инструментарий оценки рисков находились на периферии внимания. В середине 2012 года ситуация принципиально изменилась. Сегодня кредиторам доступна объективная информация о значительной доле реальных заемщиков-МСП. На данный момент в базе данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ) уже фигурирует, числится более миллиона заемщиков. И сегодня банки используют кредитные истории в своей практике. Одной из причин роста числа кредитных историй МСП в базе НБКИ и улучшения их качества стали поправки в инструкцию Банка России «Об обязательных нормативах банков». Согласно им коэффициент риска по заемщикам, не давшим согласие на предоставление информации в бюро кредитных историй, увеличивался на 10%.

Повышение прозрачности заемщиков-МСП будет способствовать приходу на рынок кредитования предприятий новых кредиторов, повышению качества управления рисками, и, как следствие, усилению конкурентной борьбы за ответственного заемщика. Для МСП с безупречной кредитной историей уже сейчас возможны дополнительные преференции со стороны кредиторов. Максимальная прозрачность выгодна всем. Банкам информация о потенциальных заемщиках позволит более точно управлять качеством своих активов и избегать вступления в договорные отношения с клиентами, имеющими плохую кредитную историю. Информация бюро кредитных историй отражает данные о действующих кредитных обязательствах в других банках, и плохая кредитная история -  свидетельство того, что потенциальный заемщик не справится с излишней долговой нагрузкой. Такая мера окажет дополнительное стимулирующее влияние на ответственное отношение заемщиков к своим обязательствам.

 

По материалам конференции подготовила Ольга Горгома