Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

Когда-то брошенный властями призыв «догнать и перегнать» и по сей день актуален. Только сейчас задача видоизменилась: отечественной экономике предстоит стать ведущей, не тратя напрасно время и силы на гонку за лидером. Как? С помощью инноваций.

 

Что за зверь


Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличить настоящую инновации от перечисленных выше понятий, надо понимать: особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением.

 

От слов к делу

Высокоразвитые страны в последние годы наращивают экономический потенциалза счет научно-технических и технологических инноваций, причем в этом активную роль играет государство. Современные высокотехнологичные программы демонстрируют увеличение наукоемкости современных изделий. Их разработка и производство требуют национальной инновационной экономики, роста расходов на НИОКР и соответствующих кадров. Система НИОКР в развитых странах стала значительной и динамичной частью экономической деятельности.

А что у нас? Оказывается, крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. Если за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70%, то в России - ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР.

80% крупнейших компаний России не готовы подробно представить результаты своей инновационной деятельности. Большинство реализуемых крупным российским бизнесом проектов призваны усилить существующие конкурентные преимущества или сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не занять новую рыночную нишу, создав новые рынки.

Чем объяснить такое плачевное состояние? У нас нет стимулов и льгот, которые подталкивали бы большие компании к внедрению передовой техники и современных технологий в тех случаях, когда это не сулит быстрого извлечения прибыли. Вина за такое положение дел лежит на государстве. Достаточно привести пример с очередным переносом на более поздний срок принудительного внедрения в производство топлива и двигателей стандартов «Евро-3». Компании, которые вложились в модернизацию своих активов для выполнения этого требования государства, оказались в проигрыше: затраты на реконструкцию отобьются теперь за более долгий срок, чем они рассчитывали.

За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, создана правовая база инновационного центра «Сколково», призванного стать интегратором отечественных инновационных компаний в зарубежное сообщество. Облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных учреждений и вузов. Инновационное развитие страны признано приоритетом на высшем политическом уровне и нашло отражение в управленческих структурах на уровне Президента и Правительства России.

Точкой отсчета инновационной активности государственной власти можно считать2005 г., когда были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до2010 г.». Если анализировать документ в подробностях, то нельзя не заметить, что многие из содержащихся в нем предложений и задач перекочевали в него из более ранних правительственных стратегий.

Внимание государства к проблеме стимулирования инноваций в последние несколько лет очевидно усиливается. В выступлениях первых лиц государства создание конвейера инноваций декларируется как цель, достигнув которой, российская экономика сможет избавиться от обидного, но справедливого эпитета «сырьевая», превратившись в экономику знаний.

И все-таки буксует еще создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий, хотя этап концептуального обсуждения необходимости нормативного закрепления таких преференций и стимулов уже пройден.

Претворение политических деклараций в конкретные государственные решения, как правило, предполагает реализацию трех задач:

- формулирование стратегических целей, которые должны быть достигнуты,

- создание структуры, курирующей избранные направления,

- принятие новых (или изменений в уже действующие) нормативных актов, позволяющих подключить к решению проблемы бюрократический механизм.

В случае с государственным патронажем инноваций в России решаются все три задачи, правда, реализуются они не последовательно, а параллельно.

 

Результат ожидания не превзошел

Первые реальные шаги: создание системы коммерциализации научных разработок. Слабая связь между наукой и промышленностью была серьезной проблемой еще в советские времена, а в постреформенные десятилетия она обострилась. Без решения этой проблемы инновационное развитие экономики не сдвинется.

В рамках реализации инициативы было начато формирование системы институтов развития, включающей фонды предпосевного (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – Фонд Бортника,1994 г.) и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (Российская венчурная компания и госкорпорация «Роснанотех», впоследствии – ОАО, 2006 и 2007 гг.). Создание Фонда «Сколково» в2010 г. завершило формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы.

Курирующей «идеологической» надстройкой НИС стали президентская и правительственная комиссии по инновациям (Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, 2009 и 2008 гг.).

Их деятельность помогла принятию в2009 г. закона №217-ФЗ, разрешающего бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. За первый год его применения уже создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. Согласно решению президентской комиссии, крупнейшим государственным компаниям было поручено подготовить планы их инновационного развития.

Позитивный эффект подобных инициатив пока не может компенсировать хроническую враждебность системы государственного регулирования в отношении бизнеса, в том числе инновационного. Международные инвестиционные и бизнес-рейтинги, измеряющие степень комфортности ведения бизнеса и преодолимость административных барьеров, из года в год отводят России места, весьма далекие от пьедестала почета. Так, в2010 г. согласно интегральному рейтингу Doing Business, Россия оказалась на 130-м месте из 183, Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума в том же году поместил Россию на 63-е место из 133.

 

Есть мушкетеры!

И все-таки они существуют – инновационные предприятия, и с некоторыми из них вы познакомитесь на страницах этого номера. Из отечественных гигантов можно выделить следующие компании, применяющие инновации в своей деятельности: «ЛУКойл», «Русгидро», СУЭК, РЖД, АФК «Система», холдинг МРСК, ФСК ЕЭС, «Рособоронпром», «Силовые машины», «Гражданские самолеты Сухого», ГАЗ, концерн «Тракторные заводы». С формальной точки зрения инновационные проекты крупного бизнеса соответствуют по тематике 5 приоритетным направлениям инновационного развития экономики: 1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии; 4) медицинские технологии; 5) стратегические информационные технологии. На практике же многие проекты, позиционируемые как инновационные, в рамках которых создаются новые продукты или услуги, ориентированы исключительно на внутренний рынок. Зачастую их единственной задачей является замещение импорта.

 

ЗАО «Комплексные энергетические системы» (внедрение низкотемпературной вихревой технологии сжигания твердого топлива; реконструкция действующих ТЭЦ и строительство новых энергоблоков с использованием парогазовой технологии);

ОАО «Российские железные дороги»: освоение технологий высокоскоростного движения; магистральный газотурбовоз ГТ1;

ОАО «Русгидро»: разработка ортогональной турбины, предназначенной для низкооборотных применений на волновых, ветровых, приливных, низконапорных электростанциях; создание опытно-промышленных энергоблоков для увеличения установленной мощности МГеоЭС-1 за счет использования тепла сбросного сепарата; Опытно-промышленная Северная приливная электростанция в губе Долгая Баренцева моря в Мурманской области;

ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО НИС): государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование при авариях»).