В конце XIX в. русская инженерная архитектура в лице Шухова В.Г., Лолейта А.Ф., Журавского Д.И., Ясинского Ф.С., Кузнецова А.В. и др. находилась в авангарде новых технологий в промышленности. Изобретатели испытывали и внедряли в производство и массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний. 

 

Шухов Владимир Григорьевич (1853 – 1939) - автор и соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти, признан изобретателем крекинг-процесса, участвовал в создании нефтепроводов для транспортировки нефти и при проектировании системы водоснабжения г. Москвы 

и др. городов. В начале XX в. особое внимание Шухов уделял конструированию паровой техники, создав водотрубные паровые котлы. В области строительства и строительной техники разработал висячие сетчатые покрытия и сетчатые своды, своды двоякой кривизны с пролетами до40 м. Именно под руководством Шухова были спроектированы оригинальные башенные сетчатые гиперболоидные конструкции (радиобашня на Шаболовке, так называемая 

Говоря о В.Г. Шухове и его работах, постоянно приходится повторять слова «первый», «впервые» и добавлять самые яркие эпитеты. В творчестве Владимира Григорьевича органично соединились интуиция и научная эрудиция, художественный вкус и инженерная логика, трезвый расчет и духовность. Для новых поколений российских инженеров и исследователей он был и остается символом инженерного гения и примером служения своему делу, своему Отечеству. Золотая медаль имени В.Г. Шухова присуждается Союзом научных и инженерных объединений (обществ) и Российским Союзом научных и инженерных организаций отечественным и зарубежным ученым, инженерам и специалистам за выдающийся вклад в развитие науки и техники.Шуховская башня). Этот выдающийся инженер разработал, оборудовал и руководил строительством первой в стране вращающейся сцены МХАТа. По проектам Шухова строились мосты Средне-Сибирской железной дороги, мостовые электрические краны. В период промышленного подъема в начале XX в. Владимир Григорьевич проектировал доменные, мартеновские и прокатные цехи металлургических заводов. В годы первой мировой войны Шухов изобрел конструкции нескольких серий плавучих мин, ворота для сухих доков (батопорты), конструкции платформ под тяжелые артиллерийские орудия.

 

 

Артур Фердинандович Лолейт (1868 – 1933) - российский инженер, архитектор, изобретатель и преподаватель. Один из пионеров внедрения 

железобетона в строительстве. Автор теории расчета безбалочных железобетонных перекрытий. Этот инженер участвовал в выработке правил сейсмостойкого строительства.

В1894 г. он был занят проектированием 32-метрового моста для Нижегородской выставки. В1899 г. было сооружено уже 26 железобетонных труб под насыпью одной только Витебск-Жлобинской железной дороги. В1900 г. построены железобетонные своды над винным подвалом в Москве. Лолейтом впервые была предложена так называемая двухпутная система армирования плит безбалочных перекрытий, он впервые осуществил их армирование заранее заготовленными сетками. Работы А.Ф. Лолейта по теории и практике строительства безбалочных перекрытий имели не только решающее значение в развитии этих конструкций, но послужили толчком к решению других сложных теоретических и практических задач.

Огромной заслугой проф. А.Ф. Лолейта является разработанный им принципиально новый подход к расчету железобетонных конструкций. Лолейт является первым теоретиком и первым строителем-практиком столь распространенных в настоящее время безбалочных перекрытий. Изучив эту сложную систему, он в1909 г. запроектировал такие перекрытия для многоэтажного промышленного здания. В1904 г. по проектам и под руководством Лолейта были построены в Москве своды пролетов в8,5 мв Музее изобразительных искусств и железобетонное перекрытие над цехом ткацкой фабрики в6400 кв. м- первое большое железобетонное перекрытие в России. Артур Фердинандович проектирует железобетонные сооружения для строительства Волжского судостроительного завода, упорно работает над вопросами удешевления и облегчения конструкций.

Имя Артура Фердинандовича Лолейта неотделимо от науки о железобетоне. Оно стоит в ряду тех, кто своими трудами и беспримерной энергией внес существенный вклад в дело культурного и технического прогресса нашей Родины.

 

            Своды Музея изобразительных искусств в 1904 г.

 

Дмитрий Иванович Журавский (1821 – 1891) – русский ученый и инженер, специалист по мостостроению и строительной технике. Именно по 

проектам Журавского Д.И. велось строительство Веребьинского моста Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой (сейчас называемой Октябрьской). На момент открытия это был самый длинный и высокий железнодорожный мост в России, который имел 9 пролетов и был построен из дерева, с железными стяжками. Теория расчета мостовых ферм, проведенная Дмитрием Ивановичем, стала выдающимся вкладом в строительную науку, а автор Академией наук был удостоен Демидовской премии в1855 г. В конце 50-х гг. XIX в. Журавскому поручили перестройку шпиля на соборе Петропавловской крепости с заменой деревянных конструкций металлическими. Талантливый русский инженер не только разработал конструкцию этого шпиля, но и метод расчета. В1877 г. Дмитрий Иванович был назначен директором департамента железных дорог, на этой должности за 12 лет он осуществил ряд важных мероприятий по увеличению провозной способности Российских железных дорог, положил начало разработке железнодорожных тарифов, изучал и вел расчеты прочности рельсов при низкой температуре и дерева при различных типах нагружения. Журавский Д.И. на практике применял разработанные им теории, став одним из основоположников научного подхода в инженерном строительстве.


Веребьинский мост


 

Феликс Станиславович Ясинский (1856 – 1899) – механик и инженер, преподаватель. В г. Вильно на должности городского инженера много сделал для благоустройства города, в качестве начальника дистанций на железной дороге в современном Вильнюсе показал себя хорошим специалистом и был назначен начальником пути и ремонта зданий Николаевской железной дороги. Феликс Станиславович работал над проблемой устойчивости сжатых стержней при усилении металлических мостов, за монографию и статьи по этой теме был удостоен премии Петербургского института инженеров путей сообщения. В этом учебном заведении в качестве профессора читал лекции по разработанному им самим курсу теории упругости. Будучи лектором по строительной механике в Горном институте и др. вузах, Ясинский собирал полные аудитории слушателей. Его лекции всегда вызывали живейший интерес, он опубликовал также конспекты лекций по курсам сопротивления материалов, статике сооружений и расчеты плоских и пространственных стержневых систем. Совместно с другими архитекторами разработал проекты Водонапорной башни, котельной и колесной мастерских, электрической станции и кузницы для Александровского чугунолитейного завода.


 

            Водонапорная башня по проекту Ясинского Ф.С.


Александр Васильевич Кузнецов (1874 – 1954) - архитектор, инженер-конструктор, педагог. Основатель отечественной школы промышленной архитектуры. Создал своеобразный индивидуальный стиль в рамках модерна на стыке с неоклассицизмом, экспрессионизмом и зарождавшимися рациональными тенденциями в архитектуре (так называемый «железобетонный модерн»). Широко применял в своих постройках новаторские материалы того времени: железобетон (опубликовал исследование по теории железобетона), металлические конструкции, стекло, кафельную плитку. Славу архитектору принесли: здание женской гимназии и новоткацкая фабрика в Богородске (Ногинск), здание мастерских Строгановского училища на Рождественке. По проектам Кузнецова были построены: ряд корпусов завода АМО, Дом политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, комплексы ЦАГИ на улице Радио, Московского энергетического института и Всероссийского электротехнического института, а также Московского текстильного института. Александр Васильевич преподавал в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, имел много учеников, ставших известными впоследствии архитекторами.


Комплексы ЦАГИ на улице Радио

Обзор подготовила Елена Михаленко