Россия издревле считалась страной лесов, которые всегда расценивались как ее богатство. Дерево - один из древнейших строительных материалов, о чем свидетельствуют многие письменные летописи. История деревянного домостроения насчитывает несколько тысячелетий! Поскольку традиции деревянного зодчествав России уходят в глубокую древность, именно здесь мастера срубного строительства достигли небывалых высот, их постройки известны на весь мир. 


 

 

          Например, архитектурный ансамбль Кижского погоста, ансамбль Лядинского погоста из двух церквей и колокольни в Каргополье, Никольская церковь в селе Лявля, что под Архангельском, сохранились до сих пор. Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до простой избы, от церквей до царских хором, от производственных построек до крепостей. Сооружались они без применения гвоздей и скоб, с помощью топора, долот, скобеля и ножа. Именно поэтому говорили «срубить избу». Пилы применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ, поскольку пила при работе рвет древесные волокна, делая их гигроскопичными, а топор, сминая волокна, запечатывает торцы бревен, препятствуя доступу воды. Строители заботились, чтобы здание долго не гнило и не плесневело. Строительные приемы оттачивались веками, искусство домостроения передавалось по наследству, поэтому сохранившиеся шедевры свидетельствуют о выдающемся архитектурном таланте народных мастеров. Первые известные нам по имени русские зодчие - вышгородские мастера Миронег (начало XI в.) и Ждан-Никола (конец XI в.).

 

 

 

К главным преимуществам дерева относятся: легкость транспортировки благодаря малому весу, несложность в обработке, высокая механическая прочность, низкая звуко- и теплопроводность и художественная ценность в выразительности рисунка. Свойства дерева как строительного материала обусловили и особую форму деревянных сооружений, поскольку толщина бревна стала естественной единицей измерения всех размеров постройки. На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. Там, где эти породы были редки, использовали для стен дуб или березу. Дерево рубили с подготовкой. На подходящей сосне делали топором затесы (ласы) - снимали кору со ствола узкими полосами сверху вниз, чередуя их с полосами нетронутой коры для сокодвижения. Затем лет на пять оставляли сосну стоять, за это время густо выделяющаяся смола пропитывала весь ствол. Поздней осенью, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя, так как гнить будет. Лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения, когда кора легко сходит с бревна, которое, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

 

 

Для древних славян деревья были не просто строительным материалом. По легендам наших языческих предков, из дерева были сотворены самые первые люди, а значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево - все равно, что убить человека. К запрещенным для строительства дома деревьям относилась большая группа так называемых «священных» деревьев. Священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле. Россияне одушевляли дерево, поклонялись ему. В языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством, некоторые из них даже перешли в православную культуру. К выбору места для строительства нового жилища наши предки подходили основательно. Считалось, что дом нельзя строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня, на спорном участке земли, а также там, где были найдены человеческие кости или где кто-нибудь поранился инструментом до крови, где опрокинулся воз, на месте сожженного «перунами» дома. Счастливым местом считалось то, на котором ложится рогатый скот. Выбор конкретного места постройки обычно происходил с помощью гадания. Наиболее распространенным был способ: по углам будущего дома хозяин вечером насыпал четыре кучки зерна. Если на утро следующего дня зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно. Если зерно тронуто - место признается неудачным. По воззрениям древних славян, плотники обладали тайными способностями и знаниями, считалось, чем выше их мастерство, тем сильнее их скрытые способности. Плотники могли сделать так, что построенный ими дом оказывался непригодным для проживания, так как в нем «поселилась нечистая сила».

 

 

Деревянные дома собирали из «клетей» (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотницких приемов: наибольшее распространение получили врубки «в лапу», «в чашу», «в ус» и «ласточкин хвост». Конструктивно избы представляли собой квадратный или прямоугольный сруб, стены образовывали связанные между собой в углах врубками бревна, каждый ряд которых назывался «венцом». Нижний венец часто ставили на каменное основание из валунов, которое называлось «ряж», сохраняющее тепло и не позволяющее быстро гнить основанию дома. Сами венцы связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох, после окончательной сборки сруба льняной паклей конопатили щели. Кровлю над срубом устраивали в древности «самцовую»: для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди – «слеги». Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня, которые называли «курицами». Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно – «поток». В него собиралась стекавшая с крыши вода. А сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок – «конек». Самым дорогим покрытием кровли считался «тес» (доски): ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, в щели забивались клинья, потом это бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием. Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Часто изба объединялась под общей кровлей с хозяйственными постройками. Жилое помещение составляла изба с русской печью. Внутренняя обстановка избы включала в себя широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, с полками над ними. Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Кроме обеденных, были и высокие столы для приготовления пищи около печи - поставцы, за ними работали стоя. Деревянные сундуки - обязательная принадлежность избы, в них хранили одежду и домашнюю утварь. Каждая вещь в избе имеет свое строго определенное место, что является характерной чертой народного жилища.

Рядовая городская застройка была сплошь деревянной и слагалась из однокамерных срубных домов. Более богатые жилища состояли из нескольких помещений, часто имели два этажа. Боярские и княжеские хоромы образовывали сложный комплекс срубов. В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик») или восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей. Наибольшее значение в ансамбле и силуэте города имели высокие деревянные храмы, «храмы великие», как называет их летописец. Некоторые иконы XIV-XV вв. сохранили изображение подобных деревянных храмов, завершенных шатрами. Большое распространение имели также клетские храмы, широко распространенные по всей России, которые представляют собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, на которой возвышается маковка с крестом. Ставя друг на друга четверики и восьмерики, древнерусский зодчий складывал пирамидальное строение церкви или богатые хоромы. Стремление к динамичному силуэту храма привело к образованию особого типа высотной композиции - ярусным храмам, представлявшим нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. Рубленые храмы свидетельствуют о выдающемся архитектурном таланте народных мастеров, умевших создать подлинные шедевры, достичь впечатления монументальности даже при сравнительно небольших размерах здания.

В наши дни отработанная веками технология деревянного домостроения с применением современных инструментов и механизмов позволяет значительно сократить сроки строительства, а применение современных защитно-декоративных составов - значительно продлить жизнь деревянному дому.

 

Текст Елена Михаленко