Во второй половине IХ века происходил дальнейший подъем земледелия. IX век явился также и началом значительного подъема в городском и деревенском ремесле. Древнерусские мастера в совершенстве владели ковкой, плавкой и термической обработкой железа. 

 

        Одним из характерных достижений было освоение сложных приемов наваривания стальных лезвий на железные основания различных орудий и предметов вооружения. Наиболее высокий уровень ремесла был характерен для городских центров, число которых к Х веку значительно возросло. В источниках появились упоминания о городах Ладоге, Белоозере, Муроме, Перемышле, Любече, Турове и многих других.

 

Значительно расширились на запад и восток внешние связи древней Руси. Многочисленные находки арабских монет, чеканившихся в Бухаре, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Куфе, говорят о постоянных связях Руси со странами Арабского халифата. Большое торговое значение приобрел водный путь Нева — Дпепр («из варяг в греки»), соединивший Балтийское и Черное Моря.

 

Возраставший уровень экономического развития закономерно определял дальнейшие изменения в социальной структуре общества, укрепление феодальной системы. С IХ века она стала господствующей в древней Руси.

 

Главным фактором, определившим победу феодализма, было образование крупного феодального землевладения. Сложились два основных антагонистических класса феодального общества: господствующий класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимого крестьянства.

 

Оформление нового экономического базиса и неизбежный антагонизм классов были решающими внутренними предпосылками образования Древнерусского государства. Эксплуататорская верхушка общества нуждалась в создании сильного и относительного единого государства, способного защитить ее классовые интересы и обеспечить дальнейшее наступление на земли, оставшиеся еще в руках свободных общинников.

 

Интересы феодальной знати толкали ее к расширению своих владений, к завоеванию новых территорий.

 

Государственное объединение древнерусской народности необходимо было также в интересах обороны от нападений норманов на северо-западе и от византийской агрессии на юге и на юго-западе. Кроме того, русские земли подвергались опустошительным набегам хазар, создавших в VIII веке на Нижней Волге и Северном Кавказе примитивное полукочевое государство. Северо-восточные земли Руси разорялись вторжениями болгар, живших у слияния Камы и Волги.

 

Образование Древнерусского государства явилось, таким образом, итогом всего предшествовавшего социально-экономического и политического развития восточных славян. Понимание причин его образования глубоко извращено так называемым норманизмом который давно уже опровергнут наукой и не заслуживал бы внимания, если бы в наши дни он не возродился за рубежом в виде так называемого неонорманизма.

 

По мнению норманистов, могущественная Киевская держава с ее развитой государственной системой, военной организацией и культурой могла якобы возникнуть у отсталых плетен в силу лишь субъективных пожеланий норманских князей Рюрика, Трувора и Синеуса, упоминаемых в летописи.

 

На основании большого конкретного материала советские историки доказали, что норманны, у которых в IХ веке шло формирование классового общества, не могли принести славянам элементы каких-либо новых социально-экономических отношений. При этом проникавшие к славянам наемные военачальники из норманов (ими, очевидно, были, например, князья Древнерусского государства Олег и Игорь) являлись всего лишь исполнителями воли славянской феодализировавшейся знати.