Освобождение от власти Арабского халифата (Х в.) ускорило рост производительных сил и культуры народов Закавказья.

 

         В Х-XII веках здесь в земледелии внедрялись хлопок, рис, шафран и т. д. В Грузии и Армении значительно укрепилось крупное феодальное землевладение. В Азербайджане характерной особенностью феодализма было преобладание государственной собственности на землю и воду. В степях господствовало кочевое скотоводство. Богатыми ремесленными и торговыми городами стали Ани и Двин в Армении, Тбилиси в Грузии, Бердаа и Дербент в Азербайджане и др. В Грузин и Армении были распространены такие формы феодальной эксплуатации, как барщина и издольщина. В Азербайджане преобладал натуральный оброк.

 

В период феодальной раздробленности в Закавказье обособились государства: Тао-Кларджетское, Абхазское, Кахетинское в Грузии, Ширакское в Армении, Азербайджанский и Ганджинский эмираты на востоке Закавказья.

 

Борьба с вторгшимися в Закавказье во второй половине ХI века турками-сельджуками требовала объединения грузинских земель. В конце XII-XIII веке при Давиде Строителе (1089-1125 гг.) и царице Тамаре (1184-1213 гг.) единое Грузинское царство достигло большого могущества.

 

Падение власти Арабского халифата и Средней Азии также сопровождалось подъемом производительных сил. Расширились шелководство, хлопководство, посевы риса, конопли и др. Феодальное землевладение выступало здесь в нескольких формах: государственной собственности на землю и воду, собственности царей, феодалов, церкви и условного владения слуг. В эксплуатации крестьян преобладал натуральный оброк. Ремесло и торговля сосредоточивались в наиболее крупных городах: Балке, Бухаре, Ургенче, Самарканде, Мерве. Наиболее могущественным государством Средней Азии по-прежнему был Хорезм.

 

Социальные противоречия в Закавказье и Средней Азии выливались в самые различные формы антифеодальной борьбы масс - движение карматов в Средней Азии, тондракийцев в Закавказье и т.п.

 

Вместе с ростом производительных сил и успехами освободительной борьбы развивалась культура народов Закавказья. В XII веке великий грузинский поэт Шота Руставели создал замечательное произведение «Витязь в тигровой шкуре» . Азербайджанец Низами написал поэму «Хамсэ».

 

В области астрономии и математики работали армянин Иоанн Саркаваг и азербайджанец Абуль-Гасан Ширвани. Возрос интерес к прошлому. В Грузии были составлены исторический свод «Картлис-Цховреба» («Жизнь Грузии») и летопись Георгия Мтацминдели. Крупным центром знаний и просвещения являлся Гелатский монастырь. Величественные архитектурные памятники были возведены в Баку («Девичья башня»), Нахичевани (мавзолей), Кутаиси (храм Баграта).

 

Замечательные труды по физике, медицине, философии создал живший в Средней Азии великий ученый Али Ибн-Сина (Авиценна). До нашего времени дошли трактаты по геологии, астрономии и математике хорезмийца Бируни, труды филолога Махмуда Кашгарского, произведение поэта Фирдоуси «Шахнаме» и др. Труды поэтов и мыслителей Средней Азии и Закавказья прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.