Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

По итогам 2018 г. промышленность Казахстана выросла на 4,1%. Это стало возможным за счет опережающего роста горнорудного сектора на 4,6% и обрабатывающей промышленности на 4%. Основными драйверами стали машиностроение (рост на 14,1%), химическая промышленность (8,1%), нефтепереработка (8,1%), легкая промышленность (4,4%) и добыча нефти и газа (4,8%).

По итогам 2018 г. количество действующих предприятий в обрабатывающей промышленности достигло 14,7 тыс., инвестиции в основной капитал выросли на 27%.

В 2018 г. величина ВВП на душу населения в РК составил $8 840, благодаря чему страна заняла 70 место в мировом рейтинге. За год показатель вырос на 15,56%.

Доли отраслей в ВВП по итогам 2018 г. распределились следующим образом. Сельское хозяйство (выращивание пшеницы, бахчевых, масличных культур, картофеля; разведение крупного рогатого скота) – 43%. Добывающая промышленность (уран, железная руда, алюминий, свинец, цинк и медь, нефть и газ) – 31%. Химическая промышленность (пластмассы, химические волокна и нити, шины для автомобилей) – 9%. Машиностроение (кузнечно-прессовое оборудование, металлорежущие станки, аккумуляторы, центробежные насосы, рентгеновское оборудование, автомобили) – 7%. Энергетика (тепловая энергия) – 5%. Производство материалов (цемент, шифер, асбестоцементные трубы, кровельные материалы, линолеум, керамические плитки, каолин для бумажной промышленности, радиаторы, конвекторы) – 4%.

В горнорудном секторе вырос объем добычи железной руды на 6,5%, руд цветных металлов на 4,3%, угля и лигнита  на 2,5%. Единственное исключение – марганцевые руды, добыча которых упала на 5% . Обработка росла быстрее горнодобычи. Связано это с положительными показателями в машиностроении, нефтепереработке, химической промышленности и металлургии.

 

Развитие промышленности в Казахстане

В обрабатывающей промышленности рост в металлургии на 2,2% (в том числе в цветной металлургии на 5,4%), машиностроении на 14,4%. Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрируют автомобилестроение (40,4%) и электротехническое машиностроение (33,4%), в химической промышленности на 8,1%, легкой промышленности на 4,4%, резиновых и пластмассовых изделий на 3,1%, бумаги на 4,9%, мебели на 1,3%.

Главными проблемами экономического развития являются: устаревшая материальная база промышленных предприятий, потребность в электроэнергии, значительный внешний долг.

Казахстанская промышленность сильно зависит от добычи полезных ископаемых, поэтому в первую очередь рост производства связан с успехами горнодобывающей отрасли и разработке карьеров. По официальным данным, ИПП тут составил 104,6%. В частности, на 4,8% выросла добыча нефти (более 90,3 млн тонн), на 5% — газа (около 55,6 млрд кубометров).

Обрабатывающая промышленность растет медленнее добывающей – по итогам 2018 г. ИПП составил 104%. Увеличилось производство: бумаги и бумажной продукции (104,9%), продуктов нефтепереработки (108,8%), продуктов химической промышленности (108,1%), основных благородных и цветных металлов (105,4%) и машиностроения (114,1%).

Наибольший рост показало автомобилестроение: индекс промышленного производства автотранспорта, трейлеров и автоприцепов составил 140,4%. На сегодня доля автопрома в отрасли машиностроения РК составляет 19,2%. В 2017 г. этот показатель достигал отметки 16,4%.

Этого удалось достичь благодаря увеличению объема выпуска легковых автомобилей (более 30 тыс. единиц против 16,8 тыс. в 2017). Впервые за 4 года месячный объем производства вышел на уровень 3 тыс. ед. и прицепов (510 против 250).

Однако значительно упало производство грузовых автомобилей (1173 — в 2018, годом ранее было 1635 ед.), а также транспорта, предназначенного для перевозки не менее 10 пассажиров (356 против 650 ед.).

В 2018 г. впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%. Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 г. до 49% в прошлом году. В декабре 2018 г. рыночная доля автомобилей производства Казахстана впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж.

В 2018 г. в Казахстане было произведено 32,3 тыс. ед. техники (включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы) общей стоимостью 205,95 млрд. тенге (+38%). Значительный прирост показал костанайский «СарыаркаАвтоПром», здесь было произведено в 2 раза больше единиц, чем в 2017 г.

Хуже всего дела в черной металлургии – падение годового уровня производства на 1,7%. При этом по итогам января-октября тут отмечался рост на 4,2%. Причина – ноябрьская авария на «АрселорМиттал Темиртау», после которой так и не произошел выход на рабочие параметры.

В итоге производство стали в Казахстане по сравнению с 2017 снизилось на 14,7% (до 3,97 млн тонн), плоского проката – на 10,5% (до 2,55 млн тонн). Общую ситуацию несколько исправляет рост производства ферросплавов на 7,9% — до 2,09 млн тонн.

В 2018 г. строительная отрасль показала устойчивые темпы роста, и составила 4,1% к уровню 2017 г., рост производительности труда 9%. В жилищном строительстве инвестиции увеличились на 8,1%.

В число наиболее импортозависимых секторов экономики входят: отрасль электрооборудования – в 2018 г. было импортировано товаров на $2,7 млрд, автомобилестроение – $1,8 млрд, нефтегазовое машиностроение – $1,3 млрд, горно-металлургическое машиностроение – $1,04 млрд.

Значительный потенциал для роста машиностроения создает нефтегазовая отрасль страны за счет удовлетворения отечественными предприятиями имеющегося спроса на достаточно широкую номенклатуру импортируемой продукции.

В конце июня 2019 г. премьер-министр Аскар Мамин утвердил Дорожную карту по развитию отрасли на 2019-2024 гг. Документ был разработан Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с Союзом машиностроителей Казахстана и должен стать стратегическим видением развития отрасли на среднесрочную перспективу.

 

Развитие промышленности в Казахстане

Главные цели «карты»: повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли. Комплексный пакет мер поддержки включает в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

По опыту России Фонд развития промышленности Казахстана будет направлять свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизации промышленности, повышения производительности труда.

В настоящее время министерством по инвестициям и развитию разработан комплексный план развития машиностроения Республики Казахстан на 2019-2030 гг., в рамках разработки которого проведены анализ развития сельхозмашиностроения в стране и определены цели и задачи развития отрасли, барьеры, а также меры государственной поддержки. Проект комплексного плана в настоящее время в установленном порядке проходит процедуру согласования.

В 2019-2021 гг. прогнозируется снижение валового внутреннего продукта на 2,3-3,5%. Причинами сокращения показателя станут: стабилизация добычи нефти и темпов роста кредитования, а также завершение фискальной консолидации. Только за 2018 год страну покинули 42 тыс. человек, преимущественно это высококвалифицированные специалисты.

В 2018 г. наибольший объем инвестиций был направлен на строительство завода по производству стальных сварных труб. Было создано 301 рабочее место. Производственная мощность завода составит 100 тыс. т трубной продукции в год. Проект реализовали на территории площадью 18,3 га в Индустриальной зоне Алатауского района Алматы.

В Туркестанской области запустили птицефабрику мощностью 30 тыс. тонн в год. На заводе создали 732 рабочих мест. Профинансировали проект арабские инвесторы.

В Карагандинской области построен завод по производству катодной меди. Трудоустроено 350 человек. Мощность завода составляет 9 тыс. тонн катодной меди в год.

В Костанайской области запущен цементный завод мощностью 500 тыс. тонн в год с 340 рабочими местами. В Карагандинской области наладили производство драгоценных металлов.

 

Вера Бокарева, независимый обозреватель, д.с.н.