Контакты

127106, г.Москва

Гостиничный проезд, д.8, стр.1, офис 52/7

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Современные исследования демонстрируют, что для повышения качества продукции и обеспечения безопасности объектов строительства возникла потребность кардинальных изменений в строительной сфере, результатом которых станет: модернизация отрасли, доступ на рынок новых материалов и оборудования, создание легитимирующих технических нормативов. Все перечисленные выше изменения могут быть осуществлены в процессе комплексной реализации реформы технического регулирования.

 

           Понятие «техническое регулирование» довольно широко применяется в научной и производственной практике, а в качестве государственной нормы был принят №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. С тех пор в закон внесено довольно много поправок, давших возможность активнее применять на практике его положения.


 

В основе документа используются сложившиеся в настоящее время научные и практические достижения в области технического регулирования, дается исчерпывающее толкование понятия «технического регулирования»: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

 

Именно эта формулировка закона очерчивает круг интересов профессионалов, занимающихся техническим регулированием в целом и в строительстве, в частности. К ним следует отнести вопросы, связанные с разработкой и внедрением современной нормативной базы; повышением качества продукции; безопасностью как самой продукции, так и жизни потребителей этой продукции; оценкой соответствия, стандартизацией и сертификацией процессов и продукции; саморегулированием в строительстве, обучением, аттестацией и повышением квалификации и пр.

 

Столь обширный перечень основных факторов, формирующих среду влияния технического регулирования, позволяет ученым и практикам объединяться в рамках научных интересов. Остановимся подробнее на современном состоянии перечисленных выше аспектов.

 

 

Разработка и внедрение современной нормативной базы

 

Разнообразные методологические действия, предпринимаемые в процессе реформы нормотворчества в России, направлены на то, чтобы в нашей стране в короткие сроки на рынке появилось все лучшее, составляющее предмет гордости мировой строительной отрасли.

 

В последнее время в профессиональном сообществе достаточно серьезно развернулась дискуссия вокруг ситуации с развитием нормативных документов. Не секрет, что большинство действующих российских СНиПов создавались еще в советское время. Самый современный документ был разработан в 2003 г. Внедренные в последние годы технические регламенты «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ от 30.12.2009 и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 были критично восприняты строительным сообществом, но при этом отмечены критиками как серьезный шаг вперед. Однако, в связи с подписанным межправительственным соглашением, создание технических регламентов в рамках компетенции органов власти РФ сейчас приостановлено. Отныне технические регламенты стран-членов Таможенного союза (России, Казахстана и Белоруссии) выпускаются как совместный документ, утверждаются соответствующими органами трех стран, и эта работа еще впереди.

 

Как в этой ситуации поступать строителям и проектировщикам? Работать со старой базой? Существует два основных обсуждаемых аспекта. Первый - формирование новой базы отечественных нормативов в соответствии с законом «О техническом регулировании», а второй - гармонизация наших нормативов с Еврокодами. К сожалению, в ходе дискуссии появились сторонники уничтожения той базы, которая создавалась годами и имела заслуженный авторитет не только у отечественных специалистов, но и за рубежом. Такой подход, по нашему мнению, недопустим. Только комплексная оценка проблемы позволит навести порядок в вопросах формирования нормотворческой базы в строительстве. Работы по гармонизации СНиПов и Еврокодов следует осуществлять параллельно, актуализируя существующие СНиПы, создавая новые технические регламенты и тем самым постепенно приближая Еврокоды к национальным особенностям нашей страны.

 

Руководствуясь такой логикой, Минрегион принял решение об актуализации существующих СНиПов, в частности, их модификации с учетом появившихся современных результатов исследований и приходу на рынок новых материалов и оборудования. Работа начата в 2010 г., ее завершение планируется к середине 2012 г. Сможет ли она полностью удовлетворить чаяния профессионалов? Думается, что нет. Но такая задача и не ставится, ведь параллельно с актуализацией нормативов ведется работа по гармонизации СНиПов и Еврокодов – очень важному шагу нашей интеграции в мировое строительное сообщество. Именно комплексный подход в вопросах нормотворчества позволит создать современную отечественную нормативную базу для профессионалов. 

 

Повышение качества продукции

 

Одна из основных задач технического регулирования – модернизация производства, что в итоге приведет к значительному улучшению качества строительной продукции и безопасности как самой продукции, так и жизнедеятельности ее потребителей - граждан РФ.

 

В комплексе с внедрением инновационных достижений модернизация создаст в стране предпосылки к серьезному качественному скачку, позволяющему в дальнейшем надеяться на кардинальные количественные и качественные перемены в жизни общества, как, например, увеличение квадратных метров на душу населения, улучшение параметров жилья, а главное - переход на другой уровень с точки зрения параметров качества и энергоэффективности.

 

По данным исследований, количественный и качественный переход экономики страны в сложившейся ситуации возможен только на основе реализации инновационных программ в производстве, и, в частности, в строительной отрасли.

 

На сегодняшний день руководство страны уделяет пристальное внимание инновациям. Можно четко сформулировать, что инновацией считается не всякое новшество или нововведение, а только серьезно повышающее эффективность действующей системы. Именно инновация характеризуется возможностью приведения на рынок товаров и услуг с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности существующих производственных систем.

 

Важную роль в продвижении инновационных идей играет техническое регулирование как инструмент обеспечения допуска на отечественный рынок современных технологий, материалов и оборудования. Главное, чтобы достаточно быстро и без тех проволочек, которые являются до сегодняшнего дня нашей жизненной реалией. 

 

Стандартизация и сертификация процессов и продукции

 

Системотехника в строительстве (1) рассматривает стандартизацию как один из важнейших системообразующих факторов производства, формирующуюся на основе системности, повторяемости, вариантности и взаимозаменяемости.

 

 Системность предполагает обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов. Повторяемость означает определение круга объектов, к которым применимы процессы и продукция, обладающие общим свойством повторяемости во времени и/или в пространстве. Вариантность в стандартизации - создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект. Взаимозаменяемость рассматривается (применительно к строительству) как возможность сборки или замены одинаковых изделий, изготовленных в разное время и в различных местах, так и осуществление замены отдельных частей проектной документации в целом.

 

Эти аспекты технического регулирования, выполнение которых порой оставалось на бумаге, не менее важны, чем качественная реализация процессов создания продукции. Ориентированность экономики на решение задач стандартизации продукции позволяет решать не только количественные проблемы, например, достижения результатов поставленных задач по возведению новых объектов, но и экономические – сбережения ресурсов, и социальные – безопасность строительства и строительной продукции.

 

Сформированная правительством Федеральная целевая программа «Жилище» (Постановление ПРФ №1050 от 17.12.2010) требует значительного увеличения объемов строительной продукции. Такой количественный скачок может быть реализован только при использовании типовых проектов, разработанных как для отдельных регионов, так и для страны в целом. Их практическое внедрение потребует стандартизировать, сертифицировать и осуществить оценку соответствия процессов и продукции. Благодаря этому будет достигнута возможность всеобщего и многократного применения не только конструктивных решений и изделий, но и проектов в целом. 

 

Саморегулирование в строительстве

 

Саморегулирование в строительстве пришло на смену лицензирования как один из элементов реализации реформы технического регулирования. Профессиональному сообществу было предложено, на основании положений Градостроительного кодекса (2), самостоятельно оценивать возможность или невозможность коллег выполнять те или иные работы, влияющие на безопасность строительства.

 

Первые саморегулируемые организации (СРО) в строительстве были зарегистрированы в Ростехнадзоре в апреле-мае 2009 г. В том же году были проведены учредительные съезды, на которых сформировались национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей. Однако в последующем выяснилось, что количество зарегистрированных СРО значительно выросло, и их представители потребовали проведения внеочередных съездов с целью выбора новых руководящих органов. После этого прошли уже и очередные съезды, показавшие, что время бурь и штормов в профессиональном сообществе осталось позади. В последнее время к строителям, проектировщикам и изыскателям добавились специалисты в области энергетических обследований, реализующие программу энергосбережения и энергоэффективности (3). Их СРО регистрирует Министерство энергетики, а недавно было создано Национальное объединение.

 

Среди основных достижений саморегулирования в строительстве следует отметить возрождение общих правил для всего цеха строителей, проектировщиков и изыскателей. СРО превратились в профессиональные клубы по интересам, теперь специалист знает куда обратиться, если возникла проблема методического или производственного характера. Сегодня он имеет права, что очень важно. Но не менее важно, что у него возникают и обязанности, а их реализацию оценивают коллеги, которых он выбрал сам, а не некие абстрактные чиновники. Также появилась возможность принимать участие в нормотворчестве, и, что не менее важно, в законотворчестве; приблизиться на расстояние вытянутой руки к государственным организациям, активно включившись в работу профильных министерств и ведомств страны, парламентов различных уровней.

 

Все перечисленное выше – плюсы, а есть ли минусы? Безусловно. Саморегулирование в нынешней России – тема новая, и нельзя было бы ее реализовать, не споткнувшись на первых шагах. Существует проблема коммерциализации – выдачи за деньги допусков компаниям, не имеющим на это прав. С этим следует жестко и последовательно бороться, чтобы не опорочить идею в целом. Кроме того, одной из проблем является борьба групп людей с саморегулированием в строительстве, выступающих от имени малого бизнеса, якобы уничтоженного нынешней реформой. При ближайшем рассмотрении мнение оппонентов выглядит, по меньшей мере, не профессионально. Ведь ни у кого из микро- или малых предприятий, осуществляющих свою деятельность по простым технологическим процессам, допуск на выполнение этих работ не требовали и требовать не будут. Значит, и вступать в СРО, и платить компенсационный и прочие взносы - не следует. Ну, а если эта компания вдруг захотела производить работы, влияющие на безопасность строительства, получите допуск и отвечайте за свои действия перед обществом. 

 

Обучение, аттестация и повышение квалификации

 

Описанные выше аспекты технического регулирования не могут иметь динамичного развития, если при их реализации параллельно не будет развиваться образовательная система. Здесь следует отметить обучение студентов и специалистов, повышение квалификации специалистов и их аттестация. Рассмотрим каждый из перечисленных выше процессов.

 

Обучение студентов и специалистов осуществляется в процессе получения ими основного или специального образования. По тематике, связанной с техническим регулированием, создан целый перечень учебных программ в строительных университетах. Лидирующая роль в этом вопросе принадлежит Национальному исследовательскому университету МГСУ, создавшему кафедру «Технического регулирования», где ведется подготовка бакалавров, специалистов и магистров по профильным дисциплинам. Кроме этого, в Университете довольно динамично реагируют на происходящие вокруг новшества, создавая программы послевузовского прямого и дистанционного обучения. Примером являются курсы по гармонизации Евростандартов и СНиПов, а также программа обучения по энергоэффективности.

 

Повышение квалификации специалистов отныне является обязательной процедурой для компаний, получающих допуски на ведение работ, влияющих на безопасность строительства. Система дополнительного образования обрела новую жизнь. Конкуренция между образовательными центрами приводит к их совершенствованию. Конечно, программа обучения стандартная, но центры, желая привлечь большее количество слушателей, приглашают для чтения лекций известных профессионалов и используют различные современные иллюстрационные модели.

 

Именно в повышении качества продукции и ее безопасности должен быть заложен основной вектор развития строительной отрасли. И как было показано выше, реформа технического регулирования позволит реализовать основные постулаты осуществляемых в настоящее время мероприятий по повышению качества и безопасности строительства. 

 

Лапидус А.А., заслуженный строитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор, доктор технических наук, Председатель Совета НП «Первая Национальная Организация Строителей»

 

 

 

Использованная литература: 

 

1.Системотехника строительства. Энциклопедический словарь. М., 1999.

2.Градостроительный кодекс РФ от 29.12.г. №190-ФЗ.

3.Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009.