Контакты

127106, г.Москва

Гостиничный проезд, д.8, стр.1, офис 52/7

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:


В рамках деловой программы Десятого юбилейного всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2014», который проходил в апреле 2014 г. в Москве в МВЦ «Крокус-Экспо», состоялась конференция «Контрактная система - базовый элемент экономического развития России», включившая в себя три сессии: «ФЗ-44: новые возможности, повышенная ответственность», «Международный опыт закупок. Единое экономическое пространство», «Барьеры для коррупции в системе госзакупок – инструмент защиты интересов поставщиков». 

 

 Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу с 1 января 2014 г. Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.

 

 

 

Закон работает

Этот во многом революционный закон меняет правила игры колоссального по масштабам рынка. Данный законопроект в свое время вызвал много споров. Но, как говорилось на конференции, результат первых четырех месяцев показывает, что закон работает. По итогам первого квартала в рамках контрактной системы было заключено контрактов на сумму свыше 1,066 трлн руб. 123 млрд руб. составили затраты на здравоохранение, более 86 млрд руб. - на строительство зданий, свыше 254 млрд руб. - на строительство транспортной инфраструктуры и 64 млрд руб. – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки НИОКР (+4%). Увеличение закупок НИОКР говорит о том, что изменения были сделаны в правильном направлении. Помимо ранее существовавших видов (аукционов, конкурсов, запросов котировок) заказчики уже используют новые формы закупок, предусмотренные №44-ФЗ.

Понятно, что, как любое новое законодательство, закон №44-ФЗ вызывает много вопросов и требует пересмотра и корректировки каких-то способов действия, доработки по результатам правоприменительной практики. И еще до конца этого года Минэкономразвития России будут подготовлены пять новых законодательных пакетов для дальнейшего формирования контрактной системы. Сейчас есть только каркас контрактной системы. Чтобы сформировать ее полностью, необходимо от 3 до 5 лет.

 

Задачи контрактной системы - это не только закупки

Целью нового закона было создание условий, при которых у добросовестного госзаказчика появятся более эффективные механизмы осуществления не только государственной закупки, но и осуществления экономической политики. Предусмотренные этим законом новые процедуры и полномочия заказчиков, некоторое смягчение процедурных ограничений, – все это было сделано для того, чтобы государственным заказчикам самого разного уровня дать возможность решать поставленные задачи социально-экономического развития. И стратегическая задача, связанная в т.ч. с планированием и нормированием госзакупок, решение которой предусматривает №44-ФЗ, начнет реализовываться только в 2015 и 2016 гг. Эти изменения еще готовятся Правительством РФ, и от них очень многое будет зависеть.

К положениям закона, которые вступят в силу с 2016 г., относится и статья 20 «Обязательное общественное обсуждение закупок». Расширение возможностей заказчика должно сопровождаться дополнительными возможностями и полномочиями в системе общественного контроля. Но на конференции обращалось внимание на то, что на данный момент в законе отсутствует такой важный механизм, как подача коллективных исков в интересах неопределенного круга лиц, что позволило бы интересы налогоплательщиков представлять не только в форме мониторинга, но и в форме судебного разбирательства.

Еще предстоит разрешить и ряд других вопросов, которые пока новый закон не регулирует. В частности, требует доработки механизм участия малых компаний в госзакупках. Для малобюджетных организаций важно максимально упростить систему участия. Требуют доработки также положения закона, связанные с санкциями за нарушения в системе госзакупок, доступом к госзакупкам компаний из низконалоговых оффшорных юрисдикций и др.

 

Госзакупки в рамках единого экономического пространства

В связи с образованием Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана тема государственного заказа имеет большое значение. Это обусловлено объемами государственных закупок в наших странах. В каждой стране это существенная часть экономики. И каждая компания, ориентированная на глобальный рынок, заинтересована в том, чтобы поставлять свои товары и услуги и в государственный сектор.

Единое экономическое пространство для партнерских стран ТС, которые объединены общими техническими регламентами, таможней, законодательством, является комфортной средой для формирования правил игры и отработки технологий, в т.ч. связанных с государственными закупками и электронными торгами, с юридически значимым электронным документооборотом.

Базой для сотрудничества в сфере государственных закупок наших стран является Соглашение о государственных (муниципальных) закупках 2010 г., выработанное в рамках ЕЭП. Согласно Соглашению, в границах ТС предприниматели из всех стран ТС на равных условиях могут принимать участие в выполнении государственного заказа в каждой из его стран с учетом ее национального законодательства.

Новый этап развития сотрудничества в рамках ТС с целью качественного углубления интеграционных процессов на евразийском пространстве - подписание договора о Евразийском экономическом союзе, который должен вступить в силу с 1 января 2015 г. В данный договор перейдут, получив дополнительное развитие, все нормы соглашения от 2010 г., в т.ч. и инструменты по взаимному признанию электронной цифровой подписи.

В союзном договоре присутствуют все основные процедуры, которые сейчас существуют в трех странах: это конкурс, аукцион, запрос котировок или ценовых предложений, закупки у единственного поставщика, в т.ч. там будут некоторые инновационные процедуры, которые взяты из российского закона о контрактной системе. При разработке этого раздела были учтены все лучшие практики, в т.ч. проведение торгов в электронном формате.

Электронные торги – наиболее удобный способ в сфере закупок в условиях трансграничной коммуникации. Возможность электронных торгов между Россией и Беларусью была реализована уже в 2013 г. По данным Евразийской экономической комиссии, по состоянию на 1 марта 2014 г. в Российской Федерации аккредитован 121 поставщик Республики Беларусь. Всего заключено 537 контрактов на сумму 524 810 517 руб. Из них 298 контрактов на сумму 176 531 620 руб. было заключено посредством открытого аукциона в электронной форме.

По состоянию на 24 марта 2014 г. в Республике Беларусь аккредитовано 84 поставщика Российской Федерации. Поставщиками Российской Федерации заключено 13 контрактов на сумму 127 607 921 руб.

В текущем году к государственным закупкам должна присоединиться и Республика Казахстан. По свидетельству представителя Казахстана, в стране в настоящее время ведется работа по взаимному признанию электронных подписей и с лета этого года Казахстан будет готов запустить на рынок государственного заказа в электронном формате компании из Беларуси и России.

В России готовятся поправки о переводе всех закупочных процедур в электронный вид. На сегодняшний день в рамках №44-ФЗ еще возможно проводить конкурсные процедуры на бумаге, тогда как в Казахстане все процедуры проводятся исключительно в электронном виде. Предполагается, что данные поправки будут приняты уже осенью 2014 г. и с 1 января 2015 г. вступят в силу.

С учетом того, что в ближайшее время к ТС могут присоединиться Армения и Киргизия, особую значимость приобретает вопрос создания сервиса Доверенной третьей стороны1 (ДТС). Для эффективного международного развития электронной торговли необходимо создать Единое информационное пространство. Сервис ДТС является ключевым для формирования трансграничного пространства доверия. Это наиболее оптимальный механизм по взаимному доступу к электронным процедурам.

Сегодня Россия не готова применять ДТС в силу отсутствия у нас соответствующей нормативной базы, разработка которой возложена на Минкомсвязь России. В Республике Казахстан сервис ДТС уже существует, а в Республике Беларусь сервис ДТС будет реализован к лету этого года. К сожалению, Россия здесь отстает. По мнению участников конференции, тот факт, что у нас до сих пор не создан сервис ДТС, ставит огромные препятствия в развитии российской экономики.

 

По материалам конференции подготовила Ольга Горгома

 

1 Доверенная третья сторона - организация, наделенная правом в соответствии с Законодательством государства каждой из Сторон осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи в электронных документах в фиксированный момент времени в отношении составителя и (или)адресата электронного документа.