Создание Древнерусского государства способствовало дальнейшему укреплению феодальной системы.

 

        В конце Х - первой половине ХI века Киевская Русь вступила в период своего расцвета. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения. Увеличилось также количество городских центров, выросла численность торгово-ремесленного населения.

 

Княжеские дружинники и местная знать окончательно слились в единый класс феодалов. Ушли в прошлое вечевые сходы. «Тысячная» военная организация окончательно подчинилась дружинной. Прежние сотские и тысяцкие стали княжескими слугами - «мужиками».

 

Законодательный свод ХI века - «Русская Правда» ярко рисует крупнейшие перемены, происходившие в жизни крестьянства. Основная масса сельского населения выступает в «Русской Правде» под названием смердов. В прежнее время термин «смерд» обозначал свободного общинника. В конце Х-XI веке смерд - уже феодально зависимый крестьянин. «Свободный» русский крестьянин в ХХ веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику - совершенно так же, как в XI веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская правда») и «записывались» за помещиками.

 

Земля и угодья смердов были захвачены феодалами. Штраф за убийство или насилие над смердом поступал князю. Если у крестьянина не было сыновей, то после смерти все его имущество переходило к князю.

 

Смерды попадали в кабалу к феодалу. Заключая с ним «ряд» , то есть договор, крестьяне становились «рядовичами» - одной из категорий феодально зависимого населения. Взятая у феодала ссуда (купа) деньгами, зерном или скотом превращала общинника в закупа, также терявшего свою свободу.

 

Захват феодалами общинных земель и закабаление смердов протекали в острой классовой борьбе. Сама «Русская Правда» является памятником классовой борьбы. Ее основной целью была защита собственности феодалов. В самых различных формах смерды протестовали против феодального гнета: уничтожали межевые знаки, насильственно запахивали княжеские и боярские земли, убивали княжеских управителей и т.д. Летопись говорит об усилении таких выступлений в конце Х века.

 

Развитие феодальной собственности и рост классового антагонизма привели к значительным изменениям в области идеологии, и прежде всего в господствовавшей тогда религии.

 

Языческая религия отражала идеологию разных ступеней доклассового общества. Такая религия уже не могла удовлетворить потребности класса феодалов. В конце Х века государственной религией в древней Руси стало христианство. По летописному рассказу, принятие христианства произошло в 988 году, когда крестились князь Владимир и его дружина.

 

Принятие христианства отчасти способствовало распространению на Руси письменности и грамотности, сближало Древне-русское государство с другими странами.

 

Быстрее всего христианство распространялось в среде феодальной знати. Народные массы еще долго отстаивали язычество. Происходили крупные восстания, в которых под религиозной оболочкой защиты язычества массы выступали против усиления феодальной эксплуатации.

 

В период своего расцвета Древнерусское государство стало самым крупным и могущественным в Европе. Значительно возросли его международная роль и внешние связи. В конце X - начале XI века Русь посетили посольства римского папы, а русские послы побывали в Риме. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Венгрией, Византией и другими соседними странами. Очень тесными были отношения с Польшей, хотя союзы между киевскими князьями и польскими королями нередко сменялись войнами.

 

Русские купцы была частыми гостями в германских городах. Между князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.) и германским императором Генрихом существовали союзные отношения. Завязывались брачные связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что в условиях средних веков не отряжало рост политического могущества Древне-русского государства.