Контакты

127106, г.Москва

Гостиничный проезд, д.8, стр.1, офис 52/7

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 января 2015 г. предусматривает обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

 

          В настоящее время услуги являются важным компонентом взаимной торговли стран Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП). Фактически услуга является тем же товаром, только нематериального типа. 

Доля сектора услуг в экономике стран составляет более половины ВВП (Республика Беларусь – 44,8%, Республика Казахстан – 54,2%, Российская Федерация – 59,7%). 

Усиливается роль услуг во взаимной и внешней торговле стран ТС и ЕЭП. К примеру, в Казахстане по итогам 2013 г. доля услуг во внешнеторговом обороте достигла 11%. 

При этом основу внешнеторгового оборота услугами составляют транспортные услуги. В 2013 г. экспорт транспортных услуг из Казахстана достиг $2 866 млн. 

Такие данные свидетельствуют о том, что в рамках создания ЕАЭС взаимная торговля услугами имеет существенный потенциал для динамичного развития. Этому также будет способствовать реализация и развитие транзитного потенциала ЕАЭС, в том числе через создание евразийских транспортных коридоров. 

 

Действующее регулирование

 

В настоящее время взаимная торговля услугамив рамках ТС и ЕЭП регулируется Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах - участникахЕдиного экономического пространства от 9 декабря 2010 г. 

Соглашением предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима поставщикам услуг государств-членов, а также четыре способа торговли услугами. 

Вместе с тем данные обязательства приняты Сторонами не в полном объеме. Соглашением предусмотрен ряд изъятий, перечень которых зафиксирован в соответствующих приложениях. Многие из них носят дискриминационный характер и препятствуют развитию взаимной торговли услугами. При этом страны ТС и ЕЭП не приняли на себя обязательства по снятию данных ограничений, по многим позициям срок действия изъятий не определен. 

Положения действующего Соглашения не затрагивают права получателей услуг. В ряде случаев предприниматели также выступают в качестве услугополучателей и нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны поставщиков. 

Стоит отметить, что в рамках вступления в ВТО Российская Федерация стала участницей Генерального соглашения ВТО о торговле услугами. Республика Казахстан также находится на пороге вступления в ВТО и примет на себя обязательства в сфере торговли услугами. Поэтому правовые и нормативные рамки регулирования торговли услугами на территории ЕЭС должны также учитывать обязательства Сторон перед ВТО. 

 

Регулирование в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе

 

С 1 января 2015 г. регулирование взаимной торговли услугами будет осуществляться на основании Приложения №16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций» Договора о Евразийском экономическом союзе. 

При этом услуги в сфере транспорта, финансовых рынков, естественных монополий, энергетики будут регулироваться соответствующими отраслевыми разделами Договора. 

Это объясняется спецификой оказания данных услуг. Порядок, условия и этапность либерализации транспортных услуг будет определяться отдельными международными договорами. К примеру, к 1 июля 2015 г. государства-члены примут программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена. 

Гармонизацию законодательства в сфере финансового рынка планируется завершить к 2025 г. В конечном итоге такая гармонизация приведет к взаимному признанию лицензий и разрешений в финансовом секторе, соответственно открытию рынка финансовых услуг. 

 

Особенности нового регулирования рынка услуг

 

Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций предусматривается концептуально новый подход к регулированию рынка услуг. 

Основной целью при разработке Протокола является обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций. Максимальная степень свободы торговли услугами характеризуется понятием «Единый рынок услуг». 

Единый рынок услуг – состояние рынка услуг в рамках конкретного сектора услуг, в рамках которого каждое государство-член предоставляет поставщикам услуг любого другого государства-члена право: 

1) поставки и получения услуг на условиях национального режима и режима наибольшего благоприятствования; 

2) поставки услуг посредством филиала без дополнительного учреждения в форме юридического лица; 

3) поставки услуг посредством филиала на основании разрешения на поставку услуг, полученного таким поставщиком услуг на территории своего государства-члена; 

4) на признание профессиональных квалификаций персонала поставщика услуг. 

Государства-члены будут стремиться к созданию и обеспечению функционирования Единого рынка услуг в максимальном количестве секторов услуг. 

При этом государства-члены не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли услугами. 

 

Принцип четырех «корзин»

 

Формирование единого рынка услуг – сложный и многоплановый процесс. Очевидно, что одномоментно открыть весь спектр услуг ни одна из Сторон не готова. В связи с этим либерализация рынка услуг будет осуществляться поэтапно. 

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в настоящее время формируются четыре «корзины» секторов услуг в зависимости от степени их либерализации: 

1) сектора услуг, в которых с 1 января 2015 г. начнет функционировать единый рынок услуг;

2) сектора услуг, по которым формирование единого рынка услуг будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода); 

3) индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий; 

4) «горизонтальные» ограничения, сохраняемые государствами-членами в отношении всех секторов и видов деятельности. 

Изначально в ходе разработки Договора планировалось, что все «корзины» услуг будут утверждены в качестве приложений к Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. 

Вместе с тем, очевидно, что категоризация секторов услуг по степени либерализации. Принимая во внимание ограниченные сроки подготовки проекта Договора, в том числе по инициативе Национальной палаты предпринимателей РК, было принято решение принять утвердить первую–третью «корзины» после подписания Договора. 

Договором была утверждена только четвертая «корзина» – перечень «горизонтальных» ограничений. 

В соответствии с Рабочем планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, первая–третья «корзины» будут утверждены Высшим Евразийским экономическим советом до 31 декабря 2014 г. 

В настоящее время государствами-членами формируются предложения по наполнению данных «корзин». 

 

Сектора услуг Единого рынка услуг

 

Либерализация рынка услуг может быть осуществлена в секторах услуг, которые не регулируются государством, т.е. там, где отсутствует обязательство получения лицензий и разрешений. 

Создание единого рынка услуг в регулируемых секторах экономики потребует времени и принятия соответствующих планов либерализации в трехстороннем формате. 

В первую «корзину» услуг могут быть включены следующие сектора услуг: 

- услуги в области налогообложения; 

- услуги в области ландшафтной архитектуры; 

- консультационные услуги в области архитектуры; 

- компьютерные и связанные с ними услуги; 

- услуги в области исследований и разработок (в области общественных и гуманитарных наук); 

- услуги по аренде и лизингу без операторов; 

- услуги по исследованию рынка и выявлению общественного мнения; 

- консультационные услуги по вопросам управления; 

- услуги по размещению и подбору персонала; 

- услуги по организации развлечений (театры, концерты, цирк); 

- уборка помещений, фотоуслуги, перевод и др.

 

При этом Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан неоднократно обращала внимание на риски, связанные с ускоренной либерализацией отдельных секторов услуг, таких как оптовая и розничная торговля, услуги гостиниц и общественного питания, услуги в сфере сельского хозяйства и др. 

Во вторую «корзину» предложено включить отдельные подсектора строительных услуг. Учитывая различия в регулировании строительной отрасли в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реформирование нормативно-правовой базы Республики Казахстан в сфере жилищного строительства, считаем, что гармонизация законодательства в строительной отрасли может быть осуществлена к 2025 г. В настоящее время в Республике Казахстан деятельность в сфере строительства лицензируется, а в России и Беларуси допуск на все виды работ в области строительства предоставляется через саморегулируемые организации. 

Третья «корзина» услуг (национальные перечни ограничений) может быть сформирована на основе Приложения IV действующего Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства. 

Поэтапная реализация норм проекта Договора о Евразийском экономическом союзе позволит выйти на новый уровень интеграции в сфере торговли услугами. 

Как результат, Стороны вправе ожидать роста взаимной торговли услугами. Наряду с торговлей товарами, в перспективе перемещение услуг может стать ключевым показателем евразийской интеграции. 

Для этого необходимо обеспечить функционирование рынка услуг без дискриминационных изъятий и ограничений. 

В этом аспекте важно отметить необходимость совершенствования ведения статистики взаимной торговли услугами. В настоящее время статистика внешней торговли услугами отражается в платежном балансе. Однако в платежном балансе учитываются не все сектора услуг. Ведение статистики имеет ключевое значение в оценке эффективности принимаемых мер по либерализации рынка услуг. 

В целом, обеспечение свободы движения услуг в рамках ЕАЭС, как одного из основополагающих принципов интеграции, является залогом развития предпринимательской активности в данной сфере. 

 

Рахим Ошакбаев, Член правления, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан