Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

Летом 2014 г. в здании Правительства Москвы состоялось II Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства. Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Ассоциация «Национальное объединение застройщиков жилья» (НОЗА) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), а также национальных объединений строителей и проектировщиков.  

 

 В рамках двухдневного совещания было проведено несколько круглых столов, один из которых был посвящен административным процедурам в строительстве. Его участники обсудили несколько тем, в т.ч. новые законодательные документы, направленные на сокращение и оптимизацию процедур в строительстве: Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» и исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительстве, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. №403.

 

 

Новое в новом законе

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» наделяет Правительство РФ полномочиями утверждать исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства и устанавливать порядок ведения реестра описаний процедур. Согласно закону №80-ФЗ, Правительство РФ вправе утверждать исчерпывающие перечни в различных сферах строительства: жилищное строительстве; строительство сетей водоснабжения и водоотведения, газораспределения, теплоснабжения, электроснабжения; складов, административных, торговых зданий; производственных зданий и сооружений; транспортное (дороги, мосты), подземное и гидротехническое строительство; строительство объектов связи, энергетики, обороны.

Исчерпывающие перечни включают процедуры, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае выхода нового закона или постановления Правительства, которые устанавливают какую-то процедуру, она автоматически должна быть отражена в исчерпывающем перечне процедур. Таким образом, перечень является не правоустанавливающим, а правозакрепляющим документом, отражающим то, что уже существует в действующем законодательстве.

Одним из ключевых положений нового закона является положение о полномочиях региональных и муниципальных органов власти. Теперь федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органами государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, индивидуальным предпринимателями запрещено устанавливать обязанность осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями (часть 3 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ). Действующая практика показала, что процедуры, которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти, составляют значительную часть от общего количества процедур.

Чтобы учесть особенности градостроительной деятельности на территории субъектов РФ, исчерпывающие перечни могут включать процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Но включение таких процедур производится по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

 

Исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» утверждены:

  • исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства;

  • правила внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства;

  • правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства

На данный момент Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства включает 134 процедуры. Хотя количество процедур из этого перечня для каждого конкретного объекта значительно меньше, но оно пока еще очень велико. Так при строительстве многоквартирного дома это порядка 82 процедур, а при строительстве индивидуального жилого - 58 процедур. В скором времени Минстрой России должен внести предложения по отмене избыточных и дублирующих процедур в исчерпывающем перечне. Сейчас идет работа над предложениями по исключению 47 федеральных процедур из этого перечня. И большая часть процедур, которые можно укрупнять и объединять, связаны с подключением к сетям.

Согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (утвержден Правительством РФ в июле 2013 г.), к 2018 году время, затрачиваемое на получение разрешения на строительство, должно быть сокращено до 56 дней (по факту в 2013 г. было 297 дней), а по показателю «Получение разрешения на строительство» в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия должна сместиться со 178 места на 34 место в мире. На 34 месте сейчас находятся США.

 

Реестр описания процедур

С учетом того, что принципиальные разногласия зачастую связаны не с процедурами как таковыми, а с их толкованием, Минстрою России поручено к 7 ноября разместить реестр описаний процедур на своем официальном сайте. Сейчас ведется активная работа над этим реестром. Реестр описания процедур будет включать:

  • случаи, в которых требуется проведение процедуры;

  • перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;

  • основания для отказа в принятии заявления заявителя;

  • основания для отказа заявителю по итогам проведения процедуры;

  • срок проведения процедуры;

  • стоимость проведения процедуры или порядок определения такой стоимости;

  • форму подачи заявителем документов на проведение процедуры (на бумажном носителе или в электронной форме).

 

Чтобы закон исполнялся

В России много хороших законов, которые не исполняются, в частности, в силу того, что их неисполнение не предусматривает какой-то либо серьезной ответственности. 9 октября 2013 г. в Государственную думу направлен законопроект №355250-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает довольно строгие санкции (вплоть до дисквалификации должностного лица) в случае, если органы власти будут нарушать исчерпывающий перечень процедур. При этом застройщику уже не надо будет защищать свои интересы через суд. Он сможет обратиться в Федеральную антимонопольную службу, которая рассматривает заявление, принимает решение и выдает предписание по устранению нарушений. Предписания ФАС обязательны для исполнения.

 

Государственные услуги в электронном виде - инструмент борьбы с коррупцией

Одним из наиболее действенных инструментов, решающих проблемы с произволом чиновников или коррупцией, является перевод услуг от подачи заявления до получения результата в электронный вид.

В этом плане интересен опыт Москвы. На сегодняшний день в столице в электронном виде можно получить восемь государственных услуг: подготовка и выдача ГПЗУ (градостроительных планов земельных участков); подготовка и выдача свидетельства об утверждении АГР (архитектурно-градострительного решения); оформление паспорта колористического решения; согласование дизайн-проекта размещения вывески; выдача разрешения на строительство; выдача заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта проектной документации и техническим регламентам; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В 2014 г. планируется перевод еще некоторых услуг в электронный вид. Это извещение о начале и об окончании строительства, разрешение на перемещение отходов строительства и сноса, проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

При получении госуслуг в электроном виде полностью исключается личное общение заявителя с чиновником и обеспечивается прозрачность процедуры предоставления услуг. Все действия как со стороны заявителя, так и со стороны органа исполнительной власти фиксируются в электронном виде. На портале государственных услуг есть «Личный кабинет» заявителя, где может получать всю информацию о ходе прохождения заявки и о результатах ее рассмотрения органами исполнительной власти.

На сегодняшний день административным решением все строительство, которое финансируется городом Москвой в обязательном порядке переведено на получение государственных услуг только в электронном виде.

 

По материалам круглого стола

подготовила Ольга Горгома