Контакты

127106, г.Москва

Гостиничный проезд, д.8, стр.1, офис 52/7

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Сегодня бизнес-сообщество продолжает неоднозначно относиться госзакупкам. Предприниматели не верят в честность торгов, считая всю систему сильно коррумпированной.  В то же время государственный и муниципальный заказы – это мощный инструмент развития малого и среднего бизнеса, практически как инвестиции государства в расширение деловой активности предпринимателей. В настоящее время идет серьезная реформа в системе госзакупок. Вице-президент МОО «Московская ассоциация предпринимателей», председатель Комитета МАП по госзаказу и развитию предпринимательства Андрей Александрович Садофьев не только рассказал, с какими проблемами сталкиваются отечественные компании при участии в госторгах, но и затронул вопросы реформирования системы госзаказа.

 

- Андрей Александрович, как вы оцениваете уровень доступности госзаказа для малого и среднего бизнеса на сегодняшний день?

- Позитивно. В настоящее время значительная часть закупок проводится в электронной форме в формате открытых аукционов. Такие торги прозрачны и доступны для всех компаний, аккредитованных на электронных торговых площадках. Хочу отметить, что в данном вопросе степень доступности определяется уровнем квалификации и подготовки бизнесменов, правильностью прохождения всех этапов процедуры участия в торгах. Поэтому изначально предприниматели нуждаются в консультационно-методической помощи, им требуется содействие в подготовке заявок и корректном прохождении всех этапов участия в торгах. Наша компания оказывает необходимый спектр услуг по обеспечению интересов таких организаций для участия в госзакупках. По вопросам подготовки специалистов в этой области мы активно сотрудничаем с Институтом госзакупок Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Особо хотел бы отметить в этой связи Форум-выставку «Госзаказ», в рамках которой уже на протяжении восьми лет предприниматели имеют возможность получать всю необходимую информацию как на экспозициях электронных торговых площадок, так и на консультационных стендах, в том числе и нашего Комитета.

 

 

- В странах с развитой экономикой предусмотрены различные преференции для малого и среднего бизнеса при участии в торгах. Как с этим обстоят дела в России, и ведется ли какая-то работа в этом направлении?

- Хочу отметить, что ограничения для малого и среднего бизнеса в нашей стране запрещены законодательством. Что касается преференций, то Закон №94-ФЗ предусматривает, что у субъектов малого предпринимательства заказчик обязан размещать от 10% до 20% некрупных заказов. Нельзя сказать, что в реальной жизни все обстоит именно так. Задача бизнес-сообщества как раз и состоит в том, чтобы эта норма работала эффективно. Реформа системы госзакупок, проводимая в настоящее время, также не оставляет без внимания субъектов малого предпринимательства. Например, в законопроекте о Федеральной контрактной системе предусматривается не только убрать верхнюю планку в 20%, но и ввести иные преференции для малого бизнеса.

Я бы сказал, что данный вопрос касается не отсутствия преференций, а задач их реализации. Над этой проблемой работает и наша Ассоциация, и ТПП РФ, и ОПОРА России.

 

- При размещении госзаказа отдается ли предпочтение отечественному поставщику (подрядчику)?

- Да, отдается. В №94-ФЗ прямо указывается, что товары, работы, услуги российского происхождения имеют приоритет относительно иностранных юридических лиц. И это - не просто приоритет, а государственная политика, направленная на развитие отечественного производителя и стимулирование экономического роста.

 

- С какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели, решаясь на участие в торгах?

- Об одной проблеме я уже сказал ранее: незнание требований к исполнителю и процедуры участия в торгах. Другая проблема – ненадлежащее исполнение заключенного госконтракта. Ни для кого не секрет, что малый бизнес не всегда имеет достаточно собственных средств для выполнения обязательств. Поэтому такому бизнесу необходима финансовая поддержка. В нашей стране существует возможность кредитования малого бизнеса. В качестве примера могу привести деятельность Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, в рамках которого действует совместная программа Правительства города и ряда банков, сочетающая государственную поддержку доступного кредитования малого предпринимательства и обеспечение по обязательствам малого предпринимательства. Кроме того, сегодня банки самостоятельно расширяют спектр услуг для участников торгов по госзакупкам. В частности, в качестве инновационного банковского продукта могу привести программу «Банка Москвы» по кредитованию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, проводимом на «Единой электронной торговой площадке». Сумма кредита может достигать 80 млн рублей.

Третья проблема - недобросовестная конкуренция. Реалии бизнеса в сфере госзакупок, к сожалению, говорят о недобросовестности некоторых госзаказчиков, всевозможными способами продвигающих, как принято говорить, «своих». Частично эта проблема решается через электронные аукционы, где все равны. Но, как писал Джордж Оруэлл в своей антиутопии «Скотный двор», - «Все животные равны. Но некоторые животные равнее других». Поэтому без повышения ответственности госзаказчика эту проблему решить сложно. И в этой ситуации многое предстоит сделать как законодателям, так и бизнесу.

 

- Сейчас много говорят о плюсах и минусах перехода к Федеральной контрактной системе. На ваш взгляд, в какой степени ФКС учитывает интересы предпринимательства по сравнению с №94-ФЗ? Какие предложения вы бы внесли в данный законопроект?

- Законопроект о Федеральной контрактной системе является новым и важнейшим этапом формирования цивилизованной системы госзакупок. Специалисты часто называют принятие №94-ФЗ прорывом в сфере госзаказа. И это правильно. Но такие «прорывы» не решают всех вопросов. Жизнь показала, что нужен не процедурный, а системный закон. Именно так позиционируют ФКС ее разработчики. Законопроект регулирует все стадии закупочного процесса, превращая его в единый цикл - от планирования и размещения до учета и контроля полученных результатов. ФКС по своей сути намного шире №94-ФЗ и предоставляет больше возможностей взаимодействия власти и бизнеса. Планирование закупок даст предпринимателям больше времени, а следовательно, и возможностей подготовиться к торгам. Госзаказчикам, в свою очередь, следует готовиться к персональной ответственности. ФКС предусматривает право контроля соблюдения норм закона со стороны общественных объединений и отраслевых организаций. Ничего плохого я в этом не вижу. Противники ФКС утверждают, что законопроект более коррупциогенный исходя из посыла «все воруют!». Тогда можно ничего не делать и согласиться с Остапом Бендером: «Одни из вас  играют  в шахматы хорошо, другие  -  плохо. И никакие лекции  не изменят этого положения». Все понимают – реформа в системе госзаказа назрела, и об этом неоднократно было заявлено, в том числе и на самом высоком уровне. Латанием старых законов здесь не обойтись, а новые надо принимать с учетом интересов делового сообщества и опыта работы за последние годы. Отвечая на поставленный вопрос, скажу, что интересы предпринимателей необходимо учесть на этапе обсуждения законопроекта о ФКС, а не махать кулаками после драки. Естественно, у нашего Комитета есть предложения по данному законопроекту. Они касаются, в первую очередь, урегулирования вопроса обеспечения госконтрактов, получения поручительств, более четкого механизма, препятствующего участию в торгах недобросовестных поставщиков и целого ряда других положений, непосредственно затрагивающих интересы предпринимателей.

 

- По вашему мнению, возможен ли в России конструктивный диалог власти и бизнес-сообщества?

- Такой диалог идет уже с тех времен, когда нашу экономику стали называть рыночной. Поэтому и были созданы общероссийские, региональные и отраслевые объединения и союзы предпринимателей для защиты интересов бизнеса в органах государственной власти. Примером диалога по реформированию системы госзаказа является Всероссийский Форум-выставка «Госзаказ» - мероприятие по своему уровню и масштабам не имеющее аналогов в России. В нем уже на протяжении восьми лет принимают участие руководители федеральных и региональных органов государственной власти, объединения предпринимателей, государственные корпорации, компании-поставщики, банки, электронные торговые площадки, одним словом, - все участники рынка госзакупок. Приглашаю читателей на  Форум-выставку «Госзаказ-2012», который пройдет с 15 по 17 февраля, где как раз и происходит тот самый диалог власти и бизнеса.