Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

24 сентября 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось открытое заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ, на котором обсуждались изменения налогового законодательства, непосредственно затрагивающие интересы бизнеса. Заседание проходило в форме круглого стола на тему «Новые правила налогового контроля: взгляд бизнеса». В обсуждении участвовали представители ФНС России, ЦБ РФ, руководители налоговых, бухгалтерских и юридических департаментов крупнейших компаний.

 

В сфере налогового регулирования в России за последнее время произошли заметные законодательные изменения, предусматривающие меры по противодействию легализации средств, заработанных незаконным путем, и борьбе со схемами по их отмыванию. Так, широкий резонанс вызвал запрет чиновникам иметь активы и счета за рубежом (согласно Федеральному закону от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). Закон был инициирован лично Президентом России.

 

 

В экономической политике руководства страны все более отчетливо прослеживается так называемый «курс на деоффшоризацию». После вступления в 2012 г. в ВТО Россия активизировала переговоры о членстве в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одним из направлений деятельности ОЭСР является борьба с отмыванием денег. ОЭСР составляет списки оффшоров, стимулирует государства к приведению своего законодательства в соответствие с принятыми в ОЭСР стандартами. Второе направление взаимодействия с оффшорами – подписание двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. В 2013 г. Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках, которая предполагает такие соглашения.

 

Новый «антиотмывочный» закон

28 июня 2013 г. Президент РФ подписал закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Закон значительно расширяет права налоговых органов в части доступа к счетам физических и юридических лиц, ужесточает санкции за незаконный денежный оборот, за регистрацию и использование фирм-однодневок и повышает ответственность за противоправные действия в области отмывания денег.

Ожидаемые последствия практического применения этого закона заключаются, в частности, в том, что суды при рассмотрении налоговых споров чаще будут становиться на сторону налоговых органов.

Закон вводит новое понятие «бенефициарный владелец». Бенефициарный владелец (или по-русски «выгодоприобретатель») – это конечный, реальный владелец компании, получающий выгоду от ее деятельности. Новый закон обязывает банки «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры» по установлению конечных собственников компаний-клиентов. При этом банкам дается право отказывать в открытии счета организациям с неустановленными бенефициарными владельцами. Выявление бенефициарного владельца перед тем, как открыть компании расчетный счет и совершать по этому счету операции, уже давно практикуется в США и Европе. Минфин разработал законопроект, по которому все компании, не раскрывшие своих бенефициаров, будут обязаны платить 30% налога с доходов от облигаций и с дивидендов.

Одно из важных нововведений закона №134-ФЗ ‑ запрет людям с непогашенной судимостью за экономические преступления или преступления против государственной власти занимать сколько-нибудь значимые руководящие должности в финансовых организациях (банках, инвестиционных компаниях, инвестфондах, лизинговых компаниях, МФО).

Наиболее обсуждаемое положение закона №134-ФЗ - обязанность банков предоставлять в налоговые органы в течение трех дней информацию об открытии или закрытии счетов (или изменении реквизитов счетов) юридических и, самое важное, физических лиц.

Закон существенно расширяет ответственность лиц, контролирующих по долгам юридическое лицо в случае его банкротства. В рамках нового закона намного сложнее будет перевести все долги на одно предприятие, обанкротить его, а потом открыть новое. В любом случае долги надо будет заплатить.

Общее направление законопроекта можно определить как расширение: функций налоговых органов по контролю за юридическими и физическими лицами в области соблюдения налогового кодекса, доступа к базе данных банков. В законе есть положение об автоматическом доступе налоговиков к базам данных всех государственных органов, корпораций и страховых фондов. Исключение составляет информация, касающаяся частной жизни граждан.

 

Новые основания блокировки счетов

Новые изменения законодательства затронули одну из наиболее острых тем взаимоотношения ФНС и бизнеса - блокировку счетов налогоплательщиков. Основная задача блокировки счетов - это своевременное взыскание долгов компании. Кроме неуплаты недоимки, повлиять на блокировку счета может также непредставление декларации. Здесь споры часто возникали из-за разночтений в трактовке законодательной нормы.

Официальное мнение сводилось к тому, что счет блокируется по истечении 10 дней непредставления декларации. Альтернативное мнение, которое поддерживали арбитражные суды, заключается в том, что 10 дней даны именно для вынесения решения о блокировке. И для вынесения решения за пределами этого срока необходимо дополнительное обоснование. Поправки, внесенные в ст. 76 НК РФ законом №134-ФЗ, позволяют снять это противоречие. С 2015 г. решение о приостановлении операций может приниматься в течение трех лет со дня окончания десятидневного срока непредставления декларации.

С 2015 г. правила по приостановлению операций по счетам будут распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками. Такая обязанность возникает для организаций, работающих по упрощенной схеме налогообложения, но при этом представляющих счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость.

Еще одно новое основание для блокировки счета возникает для организаций и предпринимателей, которые работают в системе электронного документооборота. Также минувшим летом был принят важный с точки зрения налогового регулирования закон от 23 июля 2013 г. №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Теперь ФНС имеет право использовать электронную почту для рассылки уведомлений, и ответственность за неполучение такого уведомления будет лежать на налогоплательщике, счета которого могут быть заблокированы.

С 2015 г. налогоплательщик, получив в электронном виде требование о предоставлении документов, пояснений или вызов в инспекцию, обязан направить квитанцию, подтверждающую прием документов в электронной форме (ст. 23 НК РФ). Неисполнение этой обязанности является новым основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Уведомление о получении должно быть отправлено в 10-дневный срок после истечения шести дней с даты отправки этих документов налоговым органом. Счет в этом случае разблокируют после получения подтверждения (электронной квитанции) или предоставления компанией истребованных документов по направленному в электронном формате требованию.

С 2014 г. поправкой закона №248-ФЗ запрет на открытие счета при его блокировке в одном банке будет распространяться на все банки. Сейчас, если у компании заблокирован счет, банк не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета. Но открывать счета в других банках не запрещено.

 

Усиление контроля за банками

Одной из центральных тем круглого стола было обсуждение проекта №330414-6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством РФ». В конце октября законопроект должен быть рассмотрен Госдумой.

С одной стороны, законопроект ужесточает контроль за банками, что должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью. С другой - нововведения повысят нагрузку на законопослушные банки. Для них существенно вырастет объем отчетности, т.к. нормы законопроекта дублируют контроль за банками со стороны ЦБ. Как считают участники круглого стола, если законопроект будет принят в текущей редакции, это серьезно увеличит налоговое давление на бизнес, не принеся значительного полезного эффекта. Кроме того, наличие избыточных полномочий контролирующих органов является, как правило, одним из факторов, способствующих созданию условий для возникновения коррупции. Представители банков характеризуют предлагаемые нововведения как откат в 1990-е гг. И считают, что нужно максимально использовать имеющийся документооборот.

 

По материалам круглого стола подготовила Ольга Горгома