Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

Мировой экономический кризис обнажил внутренние и внешние стороны практически всех отраслей мировой экономики и в первую очередь энергетики.

 

Мир потрясают новые сложнопереплетенные проблемы и противоречия энергетического, экологического, социально-экономического и политического характера. По мнению многих ведущих ученых, новая реальность подтверждает самые мрачные ожидания. Возможна новая волна кризиса, новые экономические потрясения и существенная коррекция векторов интересов ведущих держав – от политики давления и принуждения до политики формирования гармоничного мира.

В сложившейся ситуации руководство нашей страны провозгласило единственно правильный курс на модернизацию экономики и сформировало специальную комиссию по этой проблеме.

Обладая большим научно-техническим потенциалом и 20-летним опытом работы мы, естественно, (зпт) не могли стоять в стороне. В конце прошлого года на расширенном заседании Правления МТЭА и Совета Центра «Энергетика и гражданское общество» были рассмотрены базовые положения новой гражданской инициативы по этой проблеме. Коротко остановимся на некоторых итоговых ключевых вопросах проблемы.

Первый и возможно главный урок мирового экономического кризиса: модернизацию российской экономики практически невозможно осуществить без технологического и нравственного «прорыва», без смены парадигмы энергетического развития – материальной и духовной основы общества.

Экономический кризис еще раз показал бесперспективность и даже опасность действующей в России энергозатратной модели развития; необходимо осознать, признать и настоятельно разъяснять, что традиционная модель «сырьевого» развития энергетики исчерпала себя, что нельзя больше использовать энергию и управлять энергоресурсами так расточительно и антигуманно, как это мы привыкли делать на протяжении почти всего ХХ столетия. Перед Россией встала практическая задача смены энергетической доктрины, отвечающей требованиям открытого гражданского общества и перехода на высшую ступень материальной и духовной культуры – энерго-эколого-эффективную модель развития.

Еще один важнейший урок кризиса (особенно в условиях острого финансового кризиса) – необходимость воздержаться от «многопрограммности». Бессмысленно и неэффективно пытаться решать проблемы модернизации экономики путем реанимации объектов пятидесяти-шестидесятилетней давности. Материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные и правовые ресурсы необходимо сконцентрировать на ускорение разработки и реализации «Новых прорывных базовых инноваций».

Новые прорывные базовые инновации - это глобальные долгосрочные нововведения, комплексные системные программы, которые обеспечивают формирование новых направлений развития, качественные изменения традиционных технологических систем, формирование новых источников энергии, отраслей производства и правовых основ для их реализации. Такие инновации могут иметь национальный и международный характер. Они требуют длительного периода времени, новых подходов и формирования комплексной инфраструктуры и должны осуществляться поэтапно, таким образом обеспечивая непрерывный переход от одного состояния энергетики-экономики-общества в другое, более эффективное. На каждом этапе новое поколение, вооруженное опытом предшественников, новейшими знаниями и идеями, будет решать конкретные задачи, которые ставит жизнь. В этом смысле проблема реализации базовых инноваций является проблемой отношений между поколениями.

По нашему мнению, базовой инновацией первой половины XXI столетия должен стать Проект «Восток» - новая ресурсно-технологическая база российской экономики.

Стратегическая цель проекта - системное и комплексное инфраструктурное освоение богатейших в мире углеводородных и других минеральных ресурсов Восточной Сибири и дальнего Востока с целью создания на этой территории новой ресурсно-технологической базы перевода российской экономики на инновационный путь развития, а также Центра мировых доходов у себя на территории и повышения безопасности российского государства.

Высшими приоритетными направлениями достижения стратегической цели проекта являются комплексный и взаимосвязанный подход при решении триединой задачи: первая - устойчивое энергообеспечение потребителей по приемлемым ценам на долгосрочный период; вторая – энергосбережение плюс чистая энергетика и третья – экологическая безопасность плюс новый энергетический миропорядок.

Территория Восточной Сибири и Дальнего Востока по многим параметрам схожа с Западной Сибирью и Канадой. Опыт освоения ресурсов Западной Сибири и технологического возрождения Канады говорит о том, что на Востоке нашей страны можно в ближайшие три-четыре десятилетия создать самый крупный и современный углеводорододобывающий и перерабатывающий центр мира.

Для этого принципиально важно придерживаться новой идеологической основы Проекта «Восток». Суть нового подхода состоит в том, чтобы роль газа, угля, нефти и др. энергетических ресурсов в этом регионе рассматривалась не по традиционной схеме – «первоочередная поставка сырого продукта», а под другим углом зрения. Акцент нужно делать не на непосредственной продаже сырого топлива, а оценивать регион опосредованно как центр производства ценных продуктов переработки углеводородов как для собственных нужд, в первую очередь, так и для экспорта. В принципе, энергию надо расходовать на нашей территории для повышения качества жизни наших людей, тем более что уже ряд европейских стран грозятся принять решение о сокращении поставок российских энергоресурсов, а некоторые страны уже приступили к строительству нефте- и газопроводов в обход России.

Особое внимание должно быть уделено вопросам развития нефтегазохимии. Без прогрессивных химических материалов и их широкой номенклатуры не могут достаточно эффективно осуществляться структурные сдвиги в экономике страны. Недра, охватывающие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока, на вполне доступных глубинах содержат мощный ресурсный потенциал ценных углеводородных компонентов – метана, этана, пропан-бутана, газового конденсата, являющихся базовыми элементами производства десятков миллионов тонн пластмассы и других ценных химических материалов.

Эффективность Восточного газохимического комплекса может существенно возрасти в случае, если «Газпром» будет выступать не только в качестве поставщика газа по оптовым ценам, но и крупного акционера при организации газохимических комплексов.

Необходимо учесть, что центр массового прироста энергопотребления очень быстро переходит в азиатский регион, и, в частности, в Китай и Индию. Одним своим, восточным концом Россия упирается в этот регион. Концентрация усилий на освоение богатейших энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока становится важнейшей задачей укрепления позиций России на мировом рынке. Приток большого объема дешевой энергии на Востоке, сооружение на этой территории нескольких мощных заводов по переработке нефти и газа приведет к резкому социально-экономическому развитию этого региона.

Оценочные расчеты показывают, что если этот район насытить энергией, например дать 30 млрд м³ газа для развития здесь отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и объектов инфраструктуры, то эта территория при использовании уже подготовленных для внедрения технологических инноваций может дать до $150 млрд и более в год внутривалового продукта.

Крупномасштабное и ускоренное развитие Восточной Сибири позволит дать работу всем заинтересованным странам мира. Здесь будут области приложения капитала, ресурсов, технологий, рабочей силы и интеллекта. Этот регион будет способствовать экономическому росту не только в РФ, но и во всех странах, участвующих в Проекте. Освоение региона даст мощный импульс развитию стран форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Все страны форума АТЭС, а также любые другие страны мира будут иметь возможность приложить свои интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы для развития этого региона на самом современном технологическом и культурном уровне и превратить это огромное геополитическое пространство в регион мира и благополучия населяющих его народов.

Кстати, освоение природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока еще в конце1990 г. составляло суть и содержание долгосрочной энергетической стратегии Советского Союза. Уже были подписаны соответствующие соглашения с фирмами Южной Кореи и Японии об ускоренном начале совместных работ.

Особое внимание было обращено на то, что вдоль будущих нефтегазовых магистралей имеются большие запасы леса, месторождения угля, апатита, железной руды и других твердых полезных ископаемых. Только крупномасштабное промышленное их освоение вполне окупает затраты на сооружение здесь энергетических объектов. Поэтому Проект должен носить комплексный характер, предусматривающий развитие на этой территории перерабатывающих предприятий и объектов стройиндустрии.

Это была концепция межгосударственной долгосрочной энергетической политики, позволяющая устранить уже тогда существующие в мире противоречия между социальными требованиями и развитием энергетики. Проект «Восток» был нацелен на глубинную структурную перестройку энергобаланса мира с целью повышения энергетической, экономической и экологической эффективности мировой экономики.

К сожалению, только начавшиеся работы по ее реализации захлебнулись в гуще политических интриг. Воспользовавшись этим, группа дилетантов из «силаевского правительства», по существу, насильственно продвигали свои идеи абсолютизации рынка и в итоге «добили» уже тогда ослабленную российскую энергетику.

Нам не понаслышке известно, что создание новой ресурсно-технологической базы экономики в условиях сурового климата Восточной Сибири, болот и бездорожья, кадровых проблем – дело чрезвычайно сложное. На этом пути много еще противоречий и преград. Это правда. Но правда и исторический опыт советских геологов, нефтяников, газовиков, строителей и славной нашей молодежи по созданию в сравнительно короткие сроки Западно-Сибирского нефтегазового центра. Правда и пройденный всеми нами путь от дров до энергии атома и межконтинентальных энергопотоков. Правда и выдающиеся итоги научного «взрыва» XX столетия, которые, к сожалению, используются очень медленно. Надо учесть также, что в последнее время заметно укрепилась материальная, финансовая и кадровая оснащенность России. Борьба за энергетические услуги по приемлемым ценам, перевод производительных сил общества на новый научный путь развития привели к мощной активизации широких слоев общества. Многочисленные общественные объединения граждан, ученых, молодежи, студентов и профессионалов ныне стремятся принять участие в процессе модернизации Российской экономки. Общественное мнение становится мощной производительной силой. Все это позволяет по-новому взглянуть на Проект «Восток». Время явно упущено. Надо действовать и действовать решительно. Нужна политическая воля. Другого выхода мы не видим, иначе все правильные слова о модернизации российской экономики в условиях всевозрастающей «сырьевой» структуры могут остаться хорошими «лозунгами» программных документов.

Проект «Восток» требует нетрадиционных форм и методов его решения. Они должны быть основаны на фундаментальной науке, этапности развития, широком участии и взаимодействии представителей власти, науки, бизнеса, общества и постоянной разъяснительной работы среди населения.

Для разработки «Проекта «Восток» необходимо более глубокое познание основных процессов взаимодействий в сложной системе современной связи энергетика-экономика-политика-общество. Все это требует от «большой науки» серьезной перестройки научно-методологической базы.

Конкретные предложения

На первом этапе необходимо на заседании государственной комиссии по вопросам модернизации экономики под председательством Президента России рассмотреть наше «видение» проблемы и принять решение о разработке генеральной схемы системного и комплексного освоения Восточно-Сибирских углеводородных и других минеральных ресурсов на период до2030 г. и на перспективу. Генсхема должна определить очередность действий, объемы ввода основных производственных, социальных, инфраструктурных объектов и ожидаемые результаты достижения стратегической цели проекта.

В разработке программы должны принимать участие ведущие ученые Академии наук, отраслевых институтов, специалисты энергетических компаний, представители бизнеса и общественности. Разработка программы должна быть обеспечена государственным финансированием. Российская наука и возросший в последнее время интеллектуальный потенциал гражданского общества способны в сравнительно короткие сроки успешно разработать эту программу.

После обсуждения и утверждения генсхемы на высшем уровне Проект «Восток» может стать важнейшим общественно-государственным рабочим проектом как практической реализации базовых положений «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», одобренной Правительством Российской Федерации, так и перевода экономики на путь инновационного развития.

В генеральной схеме «Восток» роль государства в решении эффективного развития региона должна быть усилена. Речь идет, прежде всего, об обеспечении необходимых условий для активизации инициативы и заинтересованности граждан в реализации программ; о нормативно-правовом, финансовом и организационном обеспечении новой модели развития; об обеспечении коэффициентов надбавок, вахтового и социально-бытового обслуживания людей; о налоговом стимулировании предстоящих работ; о создании в рамках рыночных отношений общественно-государственной системы регулирования ТЭК; об организации постоянно действующей системы информирования населения в части передового опыта и новых знаний в области эффективного использования энергии; о проведении комплекса опережающих мероприятий по подготовке кадров и др.

Власть и общество должны сотрудничать на партнерской основе и решительно взаимодействовать во имя высшей цели — перехода от технократической «закрытой» системы к демократической «открытой» энергетической политике.

Еще одно замечание: если мы всерьез решаем общенациональную задачу перевода российской экономики на инновационный путь развития, то необходимо основные материальные, денежные и интеллектуальные возможности нашего бизнеса сосредоточить на решении этой сложнейшей задачи, а не довольствоваться поисками заключения выгодных контрактов в других странах.

И наконец, на первом этапе особо важно решить вопросы организации и управления проектом.

Междисциплинарный и международный характер проблемы требует образовать при Правительстве РФ межотраслевое структурное подразделение (бюро) и Научный Совет с функциями «энерго-эколого-эффективного развития ТЭК» и, в частности, координации и контроля всех работ по Проекту «Восток».

Сегодня научное сообщество в целом поддерживает постановку задачи о крупномасштабном, системном и комплексном освоении Востока страны.

 

Грант Джаванширович Маргулов, президент Международной топливно-энергетической Ассоциации, директор Центра исследования стратегических проблем «Энергетика и гражданское общество», Академик международной инженерной академии, Лауреат государственной премии СССР, профессор.