История отечественных железных дорог уходит в XVIII в. На Александровском пушечном заводе в 1788 г. была построена первая чугунная дорога. В последующие годы были введены в эксплуатацию дорога от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода на Алтае (1806). Возникла первая рельсовая дорога с паровой тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых (1834).

 

        Первые паровозы в России были построены русскими механиками и изобретателями, отцом и сыном Черепановыми - Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем, в качестве крепостных Демидовых работавшими на Нижнетагильских заводах. Черепановы занимались самообразованием, посещали заводы Петербурга и Москвы. Ими было создано около 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах. В 1834 г. они построили первый русский паровоз, а в 1835 г. - второй, более мощный. Но вскоре Черепановы вынуждены были прекратить свои опыты. Хозяева предпочли дешевый гужевой транспорт. Не получила поддержки и попытка наладить производство паровозов на Пожевском заводе Всеволожских, хотя построенный там в 1839 г. паровоз «Пермяк» был даже послан на выставку в Петербург. Сфера применения рельсового транспорта в качестве подсобного механизма ограничивалась горно-металлургическим производством. Необходимость железных дорог для поступательного экономического развития страны еще не была осознана на государственном уровне.


 

Торжественное открытие Царскосельской железной дороги

 

 

В то время как за рубежом первые участки железных дорог общего пользования уже вводились в эксплуатацию, ведомство путей сообщения России, рассмотрев в 1826 г. вопрос о строительстве железных дорог общего назначения, сочло его экономически невыгодным. Однако преимущества железных дорог, построенных в Англии в 1825-1830 гг. и приносящих значительные прибыли, а также запуск паровоза Стефенсона все же произвели впечатление на российского императора. 15 апреля 1836 г. был опубликован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги - исключительно в виде опыта, целью которого было испробовать, насколько наш климат допускает возможность сооружать в стране рельсовые пути. 30 октября 1837 г. дорога между Петербургом и Царским селом была официально открыта, а через полгода ввели в эксплуатацию участок дороги между Царским селом и Павловском. Первая российская дорога длиною в 25 верст, шириной колеи в 0,857 саженей (182,85 см) была построена за год и восемь месяцев под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Специально образованное акционерное Общество Царскосельской железной дороги израсходовало на ее сооружение 5 млн руб. ассигнациями. 1837 год, таким образом, стал стартовым в развитии железнодорожного транспорта в России. Железнодорожный транспорт отличался быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными. 

1 февраля 1842 г. император подписал указ,  в соответствии с которым предполагалось начать строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Инициатором строительства этой первостепенной магистрали на сей раз выступило правительство, возложившее на казну финансирование этого предприятия. 11 августа 1842 г. был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и других рельсовых путей. 

Строительство дороги началось летом 1843 г. Трасса была построена за восемь с половиной лет и обошлась казне в 66 850 тыс. рублей серебром, что оказалось дешевле многих иностранных железных дорог. Относительная дешевизна строительства достигалась за счет нестандартных инженерных решений, массового использования крепостного труда, применения специализации и поточного метода производства работ. В процессе проектирования и сооружения железной дороги определились и параметры, которые в дальнейшем учитывались в железнодорожном строительстве. Так, ширина колеи в 1524 мм стала стандартной на сети железных дорог вплоть до нашего времени. К.А. Тон проектировал главные здания вокзалов на магистрали - Московский и Петербургский. Они были завершены в 1851-1852 гг. Дорога была переименована в Николаевскую после кончины императора Николая I и работает исправно по сегодняшний день вот уже более 150 лет.


Николаевская железная дорога между С.-Петербургом и Москвой

 

На первых дорогах нашей страны эксплуатировались заграничные типы паровозов. Было принято решение собирать на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге локомотивы, используя зарубежный опыт и учитывая особенности новой железнодорожной линии.
В 1845 г. заводом был выпущен первый паровоз по типу стефенсоновского. 26 января 1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог. К 1865 г. протяженность железных дорог России составила 3000 км.
 

Одним из первых высших технических учебных заведений России стал Институт Корпуса инженеров путей сообщения, который разместился в бывшем Юсуповском дворце и был торжественно открыт в 1810 г. Организатором и первым директором института стал известный испанский ученый, механик и строитель А.А. Бетанкур. Среди выпускников института были будущие видные инженеры, ученые в области строительства и эксплуатации железных дорог: М.С. Волков, Н.О. Крафт, П.П. Мельников, Д.И. Журавский и др. 

В конце 1880-х гг. стала очевидной необходимость сооружения Транссибирской магистрали - железной дороги через всю страну. 12 февраля 1891 г. члены Кабинета министров единодушно высказались за необходимость сооружения Транссиба. Первый камень великого Сибирского рельсового пути был заложен 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Работы производились вручную: орудиями труда были лопаты, топоры, ломы, пилы. Одним из наиболее ярких достижений русской инженерной мысли стала постройка мостов через крупные сибирские реки. Мостовой переход через Амур был назван современниками «амурским чудом». Значение построенной дороги было огромным: с нее началось экономическое возрождение Сибири. В годы русско-японской войны Транссиб стал магистралью, обеспечивавшей русские войска. По дороге было перевезено 2 млн военнослужащих вместе с артиллерией, обозами и другими грузами.


Институт Корпуса инженеров путей сообщения в С.-Петербурге

 

В 90-х-2000-х гг. был проведен ряд мероприятий по модернизации Транссиба: так, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска. В 1974 г. началось сооружение Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3147 км для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока и ускорения развития производительных сил в этих районах. БАМ от Лены до Комсомольска-на-Амуре явилась крупнейшим в России сооружением XX в. 

В последние годы создаются новые технические средства, соответствующие уровню XXI в., в том числе локомотивы и вагоны для высокоскоростного движения, устройства автоматики, телемеханики и связи. 17 декабря 2009 г. в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург с Ленинградского вокзала отправился высокоскоростной поезд «Сапсан». Это первый поезд такого класса в России, способный развивать скорость 250 км/ч. 

А 21 января 2010 г. на территории Иркутской области начал работу поезд-поликлиника «Академик Федор Углов». Сам поезд состоит из десяти вагонов, оборудованных различным диагностическим оборудованием, прием ведут врачи 10 специализаций. Так, железная дорога взяла на себя еще одну функцию – медицинское обслуживание жителей удаленных регионов России.

 

    Обзор подготовила 

Елена Михаленко