Первые века нашей эры в социально-экономическом развитии Закавказья ознаменовались явными признаками кризиса рабовладельческой системы. Раньше всего это происходило в Армении. Рабовладельческие латифундии приходили здесь в упадок, начались массовые восстания рабов. Рабский труд стал заменяться трудом «жителей агарака», то есть бывших рабов, посаженных на землю и фактически становившихся крепостными крестьянами. Окончательно феодальный строй в Армении сложился в IV—V веках.

В III—IV веках феодальные отношении стали возникать в Грузии. К IV веку феодализм утвердился в Иберии. Примерно в V веке феодальные отношения сложились также в Албании (Северном Азербайджане).



В.И. Ленин отмечал следующие основные черты феодального (барщинного) хозяйства: «Во-первых, господство натурального хозяйства... Во-вторых, для такого хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производитель был наделен средствами производства вообще и землею в частности... В-третьих, условием такой системы хозяйства является личная зависимость крестьянина от помещика.., Наконец, в-четвертых, условием и следствием описываемой системы хозяйства было крайне низкое и рутинное состояние техники...»

Основой феодализма являлась феодальная собственность на землю. Феодалы захватывали земли общин и передавали их в пользование крестьянам, которые в отличие от рабов имели свой инвентарь, рабочий скот и самостоятельно вели хозяйство. Поэтому феодальный крестьянин был больше заинтересован в результатах своего труда, нежели раб. Труд крестьянина благодаря наличию более совершенных орудий и форм земледелия был производительнее труда не только рабов, но и свободных общинников доклассового общества. Крестьянин эпохи феодализма находился в крепостной зависимости от землевладельца, но не была его полной собственностью, как раб.

По политическому строю Армения, Грузия и Албания представляли собой, раннефеодальные государства. Их внутренняя история была полна борьбы между царями, которые опирались на мелких феодалов, гoрожан, и все усиливавшимися крупными феодалами. Сепаратизм феодальной аристократии ослаблял единство этих государств, являвшихся яблоком раздора между Византией и Ираном. В 391 году часть Армении была завоевана Византией. Остальную ее территорию захватил Иран. Вассалами Ирана стали цари Иберии. Иранские феодалы подчинили себе также Албанию.

Феодальная знать приспосабливалась к завоевателям, трудящиеся же массы вступили в мужественную борьбу с поработителями. Против гнета иранских завоевателей поднялись армяне, грузины и албаны. Во главе армянского войска стоял отважный предводитель Вардан Мамиконян.

После иранских завоевателей в Закавказье вторглись арабские феодалы. В VIII веке они захватили все Закавказье. На население были наложены тяжелые повинности. Особенно тяжкими были поземельная подать и подушная подать с не мусульман.

В начале VIII века в Армении началось движение павликиан, проповедовавших равенство и выступавших против крупной собственности. Оно переросло в восстание крестьян и городской бедноты, боровшихся против арабских завоевателей и местных феодалов. Антифеодальная, освободительная борьба угнетенных масс была подавлена объединенными силами арабского эмира, армянских феодалов и церкви. В 774 году вспыхнуло новое мощное движение армянских крестьян.

Выдающуюся роль в истории народов Закавказья сыграла крестьянское восстание 816-837 годов. Его центром был Азербайджан. Предводитель восставших Бабек прошел тяжелый жизненный путь, хорошо знал нужды народа. Борьба шла под религиозной оболочкой так называемого движения хурремитов, которые проповедовали, что общество, основанное на частной собственности и неравенстве, - это зло, порожденное дьяволом. Вначале, когда движение было направлено главным образом против арабского владычества, к нему примыкала часть феодалов, вскоре перешедших на сторону завоевателей. Бабек был схвачен и подвергнут мучительной казни.

Вскоре развернулось новое мощное народное движение, в котором участвовало население Армении, Грузии в Азербайджана. Особой стойкостью отличалось восстание в области Сасун (Южная Армения). Здесь во главе восставших армян стоял Овнан Хутский. Эта героическая борьба воспета в замечательном произведении армянского эпоса «Давид Сасунский», или «Сасунские храбрецы».

Народные движения имели большое прогрессивное значение. Они ослабляли власть Арабского халифата в Закавказье и способствовало созданию независимых государств.





Складывание феодальных отношений шло также в Средней Азии. Здесь появился класс крупных землевладельцев, в хозяйстве которых трудились не только рабы, но и крестьяне, получавшие участки орошаемом земли. Большую часть урожая крестьяне должны были отдавать землевладельцу. Феодалам принадлежали замки, где находились их войска.

На территории Средней Азии не было единого государства. Существовало множество мелких государств, делившихся на области, центрами которых служили города с замком (шахристаном) и торгово-ремесленным поселением (рабадом). С течением времени важнейшим феодальным центром Средней Азии стал Хорезм.

В VII веке началось завоевание Средней Азии арабскими феодалами, продолжавшееся почти 100 лет. Завоеватели встретили мужественное сопротивление со стороны народов Средней Азии. Наиболее крупное народное восстание против захватчиков развернулось в 776-783 годах (движение «людей в белых рубашках, то есть простых людей). Во главе восставших стоял Хашим-ибн-Хаким, по прозвищу Мукана («закрытый покрывалом»). Восставшие провозгласили свержение власти завоевателей, передачу земли крестьянам и ликвидацию социального неравенства. Хотя восстание и было подавлено, но оно явилось важнейшим звеном в цепи народных движений, которые в конечном счете привели к падению Власти Арабского халифата в Средней Азии.

Развитие феодальных отношений было объективной предпосылкой для дальнейшего роста многогранной культуры народов Закавказья. Монах из крестьян Месроп Маштоц создал армянский алфавит (IV в.). Возникла оригинальная армянская и переводная литература. Из армянских писателей и ученых прославились Мовсес Хоренаци, Павстос Бюзанд, математик и космограф Ананий Ширакаци. Развивались поэзия, народный эпос. В городах были возведены величественные архитектурные сооружения: Ереруйская базилика, храм в Эчмиадзине и др. Возникла грузинская и албанская письменность. Создавались грузинская литература, философские и богословские сочинения. В V веке в Грузии были построены Урбнисская и Болнисская базилики. С VI века начал складываться новый архитектурный стиль - купольные постройки крестообразной формы. Типичным памятником грузинской архитектуры того времени является храм в Мцхете.

Высокого развития достигла культура народов Средней Азии. Широкое распространение получила хорезмийская, согдийская, индийская и тюркская руническая письменность. В Бухаре, Самарканде и Хорезме были созданы замечательные памятники фресковой живописи, скульптуры и архитектуры.