Контакты

127106, г.Москва

Нововладыкинский проезд, д.8, стр.4, офис 505

www.365-tv.ru

www.vestnikprom.ru

www.pronowosti.ru Вестник Промышленности - промышленные новости

www.tgdaily.ru Вестник Промышленности - наука и технологии

www.inreginfo.ru Промышленные новости регионов

вестник-промышленности.рф

www.vestnikprom.by Вестник Промышленности в Беларуси

 

почта info@westnik.su

контактный телефон

Посетители сайта по странам:

Map

Сегодня в Российской Федерации число работающих составляет 71,7 млн человек. Из них во вредных (опасных) условиях труда работает 31,8%. Профессионально заболевшими признаны 155 тыс. работников, ежегодное количество впервые «профессионально заболевших» работников увеличивается на 6-8 тыс. Суммарные экономические потери (включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты) составляют 1,94 трлн руб. или 4,3% от ВВП.  

 

 15 октября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты №337970-6 «О специальной оценке условий труда» и №337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»». Предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, ряд базовых федеральных законов пенсионного законодательства, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие федеральные законы.

 

 

О новых положениях и о том, к чему готовиться работодателям, работникам, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда – эти вопросы обсуждались на конференции «Обеспечение охраны труда в условиях новой государственной политики», которую провели 19 ноября НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ» и компания OCG - генеральный партнер ГК «ТехноПрогресс».

 

Специальная оценка условий труда

На сегодняшний день действующим законодательством предусмотрены три процедуры исследований условий труда: аттестация рабочих мест, государственная экспертиза условий труда и специальная оценка условий труда. Проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» разработан с целью введения единой процедуры специальной оценки условий труда, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.

Специальная оценка условий труда предусматривает:

- идентификацию (выявление) вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса;

- проведение измерений уровней указанных факторов;

- распределение условий труда на рабочих местах по классам (четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия, в состав которой входят представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников, эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, и проводит сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В случае, если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми, исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся. В отношении таких рабочих мест работодателем в установленном порядке подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Это положение относится к одному из принципиальных отличий нового закона.

В случае, если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерении этих факторов. Исследования проводит независимая организация, имеющая необходимое оборудование и аттестованных экспертов.

По результатам исследований условия труда на рабочих местах относят к классам (подклассам) по степени вредности или опасности.

При определении класса условий труда важным моментом является качество применяемых эффективных средств индивидуальной защиты. В проекте закона оговаривается, что при их применении работниками, класс (подкласс) условий труда может быть снижен. Главная цель этого положения в том, чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда.

Законопроект предусматривает повышение роли профсоюзов в сфере охраны труда и защиты трудовых прав работников. Помимо участия в комиссии по специальной оценке условий труда профсоюзы могут опротестовывать результаты оценки, требовать от работодателя внеплановой оценки условий труда, участвуют в корректировке предлагаемых компенсаций работникам в ходе коллективных переговоров. В ряде случаев выявление вредных факторов может осуществляться профсоюзным инспектором труда (если это отражено в коллективном договоре).

 

Экспертные организации

Закон ужесточает требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда. В уставных документах организации должно быть указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Организация должна иметь аккредитованную испытательную лабораторию (центр), область аккредитации которой включает проведение соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Закон вводит как обязательное требование наличия в штате организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и занятых в организации на постоянной основе.

Экспертами признаются физические лица, прошедшие в установленном Правительством Российской Федерации порядке аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения этих работ.

На получение сертификата эксперта могут претендовать лица, имеющие высшее образование, дополнительное профессиональное образование и опыт практической работы в области оценки условий труда не менее трех лет.

Соответственно, организации по оценке труда и эксперты должны быть независимы по отношению к работодателю. И денежное вознаграждение не может быть поставлено в зависимость от результатов специальной оценки условий труда.

 

Ответственность

Результаты специальной оценки условий труда могут использоваться в целях:

- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, в т.ч. права на досрочную пенсию.

Таким образом, закон «О специальной оценке условий труда» затрагивает интересы каждого работника и каждого работодателя. В связи с этим ответственность организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, многократно возрастает. Поэтому закон вводит новое требование: организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна быть застрахована в системе обязательного страхования ответственности организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сумму не менее 10 млн руб.

В то же время в связи с тем, что закон «О специальной оценке условий труда» предусматривает возможность, когда решением комиссии условия труда на рабочем месте признаются допустимыми без проведения исследований, заметно уменьшить процент контрольно-надзорной деятельности и увеличить декларативный подход, что повышает ответственность работодателя. Поэтому очень важна качественная подготовка специалистов, ответственных за охрану труда. В настоящий момент разработан проект порядка обучения охране труда, проверки знаний и требований. Он приходит на смену старому документу. В нем предусмотрено несколько ступеней обучения, определены должности, для которых должно проводиться то или иное обучение. Программами повышения квалификации считаются все программы от 16 часов. Профессиональной подготовкой считаются программы от 250 часов.

 

Работа над законом продолжается

Как показала конференция, текст законопроекта «О специальной оценке условий труда» вызывает множество вопросов. Так, одна из альтернативных точек зрения, высказанных на конференции, заключается в том, что современное трудовое законодательство основано на концепции абсолютной безопасности, которая предполагает возможность полного исключения производственного травматизма и профессиональных заболеваний при соблюдении всех норм и правил охраны труда. На смену этой концепции должна прийти концепция приемлемого риска, которая даст возможность перейти от нормативного регулирования к реальному управлению системой безопасности на каждом рабочем месте, а значит к предупреждению рисков и профилактике профзаболеваний.

Активная работа над совершенствованием нового закона и подготовкой его ко второму чтению продолжается: проводятся консультации в Комитете Государственной думы, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с представителями профессионального сообщества. Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 г. за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

 

По материалам конференции

подготовила Ольга Горгома