«Я уже не говорю о крайней простоте магнитной машины с круговым беспрерывным движением, о конструктивных ее преимуществах и легкости превращения кругового вращения во всякое другое, какого требует данная рабочая машина. Я с самого начала был проникнут этими мыслями, еще когда я не представлял себе, каким образом мне удастся осуществить свою машину; я тогда имел в виду практическое ее применение, и задача представлялась мне настолько важной, что я не хотел тратить силы на выдумывание игрушек с возвратно-поступательным движением, которые удостоились бы чести быть поставленными в один ряд с электрическим звонком в отношении их эффекта.» (Б.С. Якоби)


          Первый электродвигатель, состоящий из неподвижной и вращающейся частей, был изобретен в 1834 г. физиком Борисом Семеновичем Якоби. Наиболее важным в его изобретении было открытие принципа беспрерывного вращательного движения. Двигатель состоял из коммутатора и двух дисков, на которых были закреплены 16 стержней из мягкого железа. Пока один из дисков делал оборот, коммутатор восемь раз менял полярность дисков. Инерция поддерживала вращение вала основного двигателя, вмонтированного в диск, и самого диска.



 

За секунду двигатель поднимал груз массой в 4-6 кг на высоту 30 см. Это соответствовало мощности около 15 Вт. Питание магнитов осуществлялось при помощи гальванической батареи. Двигатель совершал 80-20 об/мин, но для практического применения это было непригодно. Б.С. Якоби приступил к созданию электродвигателя для использования в транспортных средствах или на производстве.

         Ученым было сконструировано устройство, в котором на одной плоскости были соединены 40 двигателей. Таким образом, мощность была значительно увеличена. 

Первые испытания магнитоэлектрического двигателя состоялись 13 сентября 1838 г. в Санкт-Петербурге. Двигатель установили на лодке с 12 пассажирами на борту, лодка двигалась как по течению, так и против него, со скоростью, достигающей 2 км/ч. Движение продолжалось в течение семи часов, лодка преодолела расстояние в 7 км. На тот момент это были сенсационные результаты. 

Вскоре началась работа по созданию новой, более совершенной конструкции. Продолжение исследований одобрила и комиссия по оценке изобретения. 

В августе и сентябре 1839 г. состоялись испытания нового двигателя. На борту катера находилось 14 пассажиров. Была увеличена мощность, электродвигатель стал быстрее вращать гребные колеса, скорость катера достигала 4 км/ч. 

Известие об изобретении электродвигателя облетело весь мир. Двигатель Б.С. Якоби оказался самым мощным и надежным из всех существующих на тот момент моделей. Но в крупном судоходстве изобретение не нашло применения – не удалось найти соответствующего источника электрического тока для двигателя огромной мощности. 

В 1838 г. Якоби также предпринял попытку создать электровоз, установив двигатель на железнодорожную тележку. 

Заслуга Б.С. Якоби состоит в том, что он впервые рассмотрел применение электродвигателя с точки зрения инженера-практика, а при его создании воплотил три идеи, получившее дальнейшее развитие в электротехнике: вращательное движение якоря в электродвигателе, наличие коммутатора с трущимися контактами и  использование магнитов в подвижной и неподвижной частях электродвигателя.